Цитата:
СОВМЕСТИМОСТЬ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК
При контакте пластичных смазок с резинотехническими изделиями пла-стификатор резины может переходить в смазку или отдельные фракции ма-сел могут переходить в резину. Эти процессы вызывают изменение твердо-сти и объема резины: она либо уменьшается в объеме и становится хрупкой, либо ее объем увеличивается и она становится слишком эластичной. Напри-мер, для смазки Литол-24 изменение объема и твердости резины не должно превышать ±8%. При больших отклонениях РТИ пропускают смазку, в узел трения из атмосферы поступают пыль и влага, что снижает его ресурс. По-этому смазку и резинотехнические уплотнения узлов трения подбирают та-ким образом, чтобы они были взаимно совместимы.
При конструировании уплотнения узла трения закладывают смазку, со-вместимую с РТИ. Если в процессе эксплуатации требования конструктора не будут соблюдены (в узел трения будет заложена смазка, не совместимая с РТИ), то набухание или «усыхание» РТИ приведет к разгерметизации узла, потере смазки, снижению ресурса узла трения, увеличению потока отказов машины и росту затрат на ее ТОиР.
Смазки, содержащие одинаковый тип мыльного загустителя, могут быть не совместимы между собой. Например, кальциевые смазки стабильны в сла-бо подкисленных средах, а кальциевые комплексные смазки - в щелочных средах. При смешивании таких смазок в узле трения изменяется тип среды, что приводит к структурным изменениям в обеих смазках, ухудшению их показателей качества.
При смешивании мыльных смазок с бентонитовыми (немыльными) смазками протекают обменные реакции между катионами мыл, присадкам и ионами бентонитовой глины. В результате разрушается структура геля и системы, что приводит к размягчению смазки и потере качества.
Мыльные смазки, где в качестве загустителя применены различные мы-ла, несовместимы между собой вследствие протекания между загустителя-ми химических реакций. Например, литиевые смазки несовместимы с на-триевыми, кальциевые несовместимы с комплексными натриевыми и т. д.
В результате химических реакций, протекающих между несовместимы-ми загустителями, смесь смазок в узле трения приобретает новые свойства: консистенция становится меньше или больше, изменяется температура кап-лепадения и т.д., что не обеспечивает его нормальные условия эксплуатации.
Консистенция увеличивается за счет образования нового более густого мыла. При хранении техники такое мыло «засахаривается» на поверхности трения и засыхает. При пуске техники пленка твердого засохшего мыла уве-личит нагрузку в узле трения, что может вызвать отказ машины (лопнет обойма подшипника, сломается зуб шестерни, скрутится вал привода и т.д.).
Если консистенция смеси смазок уменьшилась (смазка стала мягче, пла-стичней), то новый загуститель не может удержать масляную основу, масло вытечет из узла трения, и он выйдет из строя.
Смазки, содержащие более 0,2% щелочи, нельзя применять в узлах тре-ния, содержащих цветные металлы, вследствие быстрой коррозии поверхно-стей трения и старения смазки.
Сплавы алюминия требуют применения специальных смазок, содержа-щих до 10% сополимеров винилпиридина с метакриловым эфиром и 12%-м содержанием спиртов.
Для каждого узла трения конструктор назначает одну основную смазку и 1-2 смазки – заменители. Смазку - заменитель нужно применять только по-сле удаления старой смазки. Если разобрать узел не представляется возмож-ным, то необходимо его шприцевать до тех пор, пока будет выдавливаться старая смазка. После этого необходимо кратковременно включить узел в ра-боту, остановить его и вновь шприцевать до появления новой смазки.
Новосибирский государственный аграрный университет
Г.М. Крохта, д-р техн. наук, проф., А.А. Журба, канд. техн. наук. проф., М.Н. Разумов канд. техн. наук, проф.