Страница 2 из 5
Больше я не вернусь
vaka писал(а):

GEN писал(а):

Согласен с SergioG, что расходы на автомобиль можно поделить на 3 основные части:
1. Амортизация
2. Стоимость обслуживания
3. Бензин



Внесу свои 5 копеек. Приобрел новую Оку, за два месяца владения:

2. В стоимость обслуживания вношу все раcxоды, кроме стоимости самого автомобиля.
1.88 руб/км

3. 0.94 руб/км, бензин 50% наш 50% по Европейским ценам, то есть 1.2 evro за литр.



2 месяца - малова-то для каких либо оценок. Пробег маловат. Я думаю интерес представляют расходы хотя бы на 1 год после покупки 2 года после покупки 3 года после покупки.. Иномарка бу по этим расходам проигрывает ВАЗу всегда. Кстати ведь в методиках не учитывается влияние сезонов эксплуатации. Иномарка может простоять в гараже всю зиму и не даст расходов с зимой связанных. А они - не маленькие и для ВАЗ.
SergioG
Очень приятно что мы не начали ругаться. Итак, пока опчество пришло к консенсусу, коей состоит в следующем:
1. Расходы надо приводить в рублям на километр пробега, оговаривая среднегодовой пробег, при котором это работает.
2. Расходы надо делить на три части: бензин, аммортизация авто, обслуживание.

Имею сказать следующее: яснее всего ситуация по бензину. Лично у меня на пробеге 30 тыс. км ВАЗ-21113 имеет средний расход бензина 8.5 л/100км, что при стоимости Аи-95, который я заливаю, 13.50 соответствует стоимости пробега по бензину 1.14. Полагаю, что для современных отечественных машин класса С это почти норма.

Что до аммортизации, то тут есть идея - взять за основу таблицы оценки страховой стоимости от страховщиков. В результате каждая модель приобретет свой индивидуальный профиль аммортизации, что скорее хорошо чем нет, т.к. отражает особенности рынка.

Конечно, конечные цифры могут варьироваться в зависимости от времени оценки, но в пределах одного сезона они скорее всего будут стабильными.
Есть одно но - куда относить доработку авто (подкрылки, антикор, музыку, сигнализацию и прочее). Вообще-то на мой взгляд это есть балансовое удорожание в чистом виде, причем практически полностью аммортизируемое, т.к. на вторичном рынке за это денег не почти не добавляют.
vaka
SergioG писал(а):

Очень приятно что мы не начали ругаться. Итак, пока опчество пришло к консенсусу, коей состоит в следующем:
1. Расходы надо приводить в рублям на километр пробега, оговаривая среднегодовой пробег, при котором это работает.
2. Расходы надо делить на три части: бензин, аммортизация авто, обслуживание.



Попробую дополнить:
Мне кажется раcxоды на антикор, музыку, сигнализацию, тонировку нужно прибавлять к стоимости авто и cчитать их удeшевление как амортизацию.
В обслуживание можно скинуть все остальные раcxоды

С бензином вроде все понятно. Хотя есть вопросик. Например есть ситуации, когда часть бензина компенсирует, следовательно его можно вычитать?
ЯВР
Касательно доводки авто, считаю что эти цифры надо укладывать в расходы а не в стоимость, поскольку это делается после покупки(т.е. создания базы),а во-вторых у каждого оно разное, как и поломки и ремонты. Т.е. всё это в эксплуатационные расходы. Ну и бензин вкинуть можно.

К моим расходам на авто в таком случае добавится 1,34руб/км на бензин.
vaka
ЯВР писал(а):

Касательно доводки авто, считаю что эти цифры надо укладывать в расходы а не в стоимость, поскольку это делается после покупки(т.е. создания базы),а во-вторых у каждого оно разное, как и поломки и ремонты. Т.е. всё это в эксплуатационные расходы. Ну и бензин вкинуть можно.

К моим расходам на авто в таком случае добавится 1,34руб/км на бензин.



Когда машину покупаешь, сразу предлагают антикор, музыку и сигналку, то есть машину покупаешь со всем этим. То что у каждого человека разные поломки и ремонты, а соответственно траты согласен.
Решил прикинуть все свои затраты и вычись из них то что мне было компенсировано, так как были командировки, то есть выделялись средства на путешествие из пункта А в пункт Б. Тогда для меня все затраты встали в 0.28 руб/км.
603
vaka писал(а):

С бензином вроде все понятно. Хотя есть вопросик. Например есть ситуации, когда часть бензина компенсирует, следовательно его можно вычитать?

c чего вдруг? я бы отнес это к косвенным доходам а эксплуатационные расходы бы считал по номиналу...

про стоимость владения: независимо от методик в принципе мона посчитать достаточно точно... по крайней мере просто сложить все расходы и посмотреть или в разрезе км или времени

а как вот посчитать прибыль от владения? это сложнее

сколько стоит например что за последние 3 годя я не ездил на автобусах и всякими грипами-ОРЗ не болел?
или вывоз друзей на природу/шашлыки?

опять же работа хоть непосредственно с разьездами не связана но при трудоустройстве "желательно наличие автомобиля"...

в отпуск куда хочешь и когда хочешь - сел и поехал...

интересно вот соотношение "ПРИБЫЛИ ОТ ВЛАДЕНИЯ АВТО" в разрезе ВАЗ vs иномарка

Ваши мнения?
SergioG
Прибыль от владения = повышения качества жизни. В общем случае не формализуется и не считается, исключая частные случаи, например, сравнение транспортных расходов при путешествии на отдых на поезде и своем авто. Не показательно в принципе, т.к. для подобных методик нет разницы, едешь ли ты на Запоре или Мерседесе.

Вообще, невозможно посчитать в денежном эквиваленте повышение качества жизни, например, от проживания в современной квартире со всеми удобствами в сравнении от проживания в полудеревенском доме с удобствами на улице. Одни сплошные расходы...
Больше я не вернусь
SergioG писал(а):

Прибыль от владения = повышения качества жизни. В общем случае не формализуется и не считается, исключая частные случаи, например, сравнение транспортных расходов при путешествии на отдых на поезде и своем авто. Не показательно в принципе, т.к. для подобных методик нет разницы, едешь ли ты на Запоре или Мерседесе.

Вообще, невозможно посчитать в денежном эквиваленте повышение качества жизни, например, от проживания в современной квартире со всеми удобствами в сравнении от проживания в полудеревенском доме с удобствами на улице. Одни сплошные расходы...



Кстати в деревне чистый воздух бесплатно, а в городе - недешево обойдется оборудовать квартиру так, чтобы воздух был очищен. По этому параметру деревенский город - во много раз выгоднее. Причем удобства во дворе - это только в южных районах России. На севре, как и у финов - туалет сделан в виде пристройки к дому и вход - прямо из дома. Причем туалеты у финов, карелов и вепсов вполне качественны и чисты и мало отличались от туалета шведского короля, который можно посмотреть в Турку - в замке. Разница только в том,что туалет короля был укреплен на стене замка и "продукт" падал прямо на головы подданых, которые могли оказаться снизу. А в деревне - все поступало в специальную яму и шло на огороды в качестве совершенно экологического удобрения. Чтобы добиться такой замкнутой системы в городе - никаких денег не хватит.
Что касается автомобиля. А так ли уж нужен был бы автомобиль, если бы не было города?
vaka
603 писал(а):


а как вот посчитать прибыль от владения?



Не притендую на полноту, но как поcчитать раcxоды, мы вроде определились.
Я попробывал прикинуть свою прибыль, конечно она в большей степени у меня зависит от путешествия. Ну например, было у меня несколько поездок на машине, не было бы машины поexал бы на поезде, соответственно билет все равно купил бы. В цифрах это получается так:

Ока 2 месяца и 6000 пробег:

1. Амортизация=0.74 руб/км
2. Стоимость обслуживания=2.04 руб/км
3. Бензин=0.46 руб/км
4. Прибыль=2.94 руб/км
5. Итого раcxоды=0.3 руб/км
ЯВР
А зачем нужен эл.сторож если бы не было автомобиля? Пора продавать всё и в деревню коров пасти. Вот оно где счастье-то!
konstanta
6600 писал(а):


Причем удобства во дворе - это только в южных районах России. На севре, как и у финов - туалет сделан в виде пристройки к дому и вход - прямо из дома. Причем туалеты у финов, карелов и вепсов вполне качественны и чисты и мало отличались от туалета шведского короля, который можно посмотреть в Турку - в замке. Разница только в том,что туалет короля был укреплен на стене замка и "продукт" падал прямо на головы подданых, которые могли оказаться снизу. А в деревне - все поступало в специальную яму и шло на огороды в качестве совершенно экологического удобрения.



я полагал Вы хоть в говне специалист, но и здесь прокол вышел Sad

Ознакомьтесь с историей Китая (истребление воробъев, культурная революция, и наконец печальный опыт удобрения человеческими фекалиями полей).
Больше я не вернусь
ЯВР писал(а):

А зачем нужен эл.сторож если бы не было автомобиля? Пора продавать всё и в деревню коров пасти. Вот оно где счастье-то!



Знаете . Забавно. если бы не было автомобилей,то я нашел бы себе применение. Системы охраны - не единственное , куда можно приложить знания
А вот любители иномарок с этого форума скорее всего обсуждали бы достоинства иностранных телег.. Подержанных. Правда телеги эти плохо ходили бы по бездорожью и в обслуживании были бы очень дороги. Но людей безголовых это разве испугает?
Мне забавно еще то, что среди местных иномарочников практически нет ни одного человека. который работает головой. Возможно просиживаете зады в каких нибудь мелких фирмах. Мелкими торговыми мендежерами или системными администраторами. На большее- не тянете.
Перец
Все боссы на зубилах Smile Smile Smile

Ну и бредни ты тут печатаешь 6600, однако весело тебя читать.
urir
6600 писал(а):


Мне забавно еще то, что среди местных иномарочников практически нет ни одного человека. который работает головой. Возможно просиживаете зады в каких нибудь мелких фирмах. Мелкими торговыми мендежерами или системными администраторами. На большее- не тянете.


6600, что же Вы жизнью то так обижены? Sad
GEN?
По теме.
Такое вот еще уточнение просится.
В раскладе 1. Амортизация 2. Стоимость обслуживания 3. Бензин надо бы все же выделить еще одну статью ? сопутствующие расходы. И уже к ней относить страховку (кроме ОСАГО), мойку, стоянку, штрафы и т.д.
Все это очень индивидуально и мало зависит от марки авто.
Т.е.
1. Амортизация
2. Стоимость обслуживания
3. Бензин
4. Сопутствующие расходы

По прежнему самое интересное ? п. 2

Попробуем еще раз более точно посчитать по той же пятерке и Хонде.

ВАЗ 21053
ОСАГО - возьмем 3000
Зимняя резина: Gislaved NF3 + 4 штампованных диска - 8820
ТО: 3 штуки. Расходка (масло Лукойл Люкс 5w40 API SJ, Невский возд фильтр, масл фильтры Delphi, свечи Brisk ? 1 компл, масло трансмиссионное Shell 75w90-3л в коробку и в мост + работа на первом ТО, дальше делал самостоятельно) Итого:3540
Сход-развал (3 раза) - 860
Всякая всячина(оставлено только самое необходимое): хомуты (81), ремень генератора (50), тосол на долив (75), поворотник (30), лампочки Tунгсрам 140/100/дворники, крышки маслозаливочной горловины (2 бракованые, одна хорошая) (55), насадка на глушитель чтобы бампер не засерался (32), В/в провода 2 комплекта (первый оказался с повышеным сопротивлением, пришлось купить другой)(800), еще поворотник (почему-то именно правый передний трескался несколько раз)(30) Итого:1500
Ремонт/регулировка: после покупки выяснилось, что тормоза работают некорректно, левое колесо блокировалось гораздо раньше, чем правое - Прокачка томозов(4 раза) ? 400, Новый главный торм. цилиндр (Fenox) ? 280, замена тормозных цилиндров правого колеса + работа ? 410, и наконец, решение проблемы ? замена тормозных колодок и тормозных трубок на обоих колесах - 560, Регулировка клапанов, карбюратора ? 450, регулировка замка правой передней двери ?50, Замена потекшего ГТЦ Fenox на родном сервисе ВАЗа на заводской ГТЦ - 755, замена резинок на рычагах ? 100, Замена сайлент-блоков, маятника, некоторых РТИ, регулировка и диагностика всего по списку работ на ТО 3 ? 1552, регулировка ГБО ? 80. Итого:4637

ВСЕГО 22357 руб или 1.12 руб/км

Хонда Ортия
ОСАГО ? 3650
зимняя шипованная Таганка 185/70/14 и переобулся ? 5650
схождение на обе оси ? 950
лампа в стопе левом 40руб, свечи Денсо 400руб. + свечной ключ 70 руб Итого:510руб
Замена масла Кастрол ТХТ ? синт.870руб, фильтр ВИК 230 руб. Лампа в правом стопе 40 руб. Работа 100руб. Итого:1240 руб.
Воздушный фильтр JC (Корея) -400руб
Промывау инж и камеры сгорания вместе с материалами и + топливный фильтр -460руб. Итого:1560руб.
Купил подушки передних рычагов 2х460=920руб, яйца 2х450=900руб и передние сайленты задних рычагов 2х540=1080 руб. Резиновые втулки стабилизатора 2*100=200руб. Передок сделал сам. 2 часа лежания под машиной и 3 ключа.
За задок 1500руб за всё.Итого:4600 руб.

ВСЕГО 18050 руб или 1.0 руб/км

При этом Хонда намного превосходит пятерку по оснащенности, качеству, надежности и безопасности.

По поводу прибыли от владения или ?выгодности? той или иной машины ? посчитать невозможно, да имхо и не нужно. Как любой товар, авто оценивается соотношением ЦЕНА-КАЧЕСТВО.
И если с ценой (все 4 пункта) более-менее можно разобраться, то качество ? понятие широкое и во многом субъективное. Кто-то любит ?спортивность?, кто-то наоборот ?комфортность?. Кому-то важно ?дешево и сердито?, кому-то ?подороже, но получше? и т.д.
Перец
Тож по теме, у меня методика простая- 4 с лишним года обладания иномарками ставит для меня все точки над "и" - однозначно не в пользу тазпрома!!! 8-)
ЯВР
Что г-на 6600 тянет пиписками потягаться? Кого здесь колеблет кто кем работает и чем деньги зарабатывает? Каждый имеет по способностям и только редкие исключения по потребностям это принцип капитализма. Я имею достаточно, но зарабатываю пока маловато для удовлетворения всех своих амбиций.

Насчёт того, кто что проедает, могу сказать, что занимаюсь производством пластиковых окон. А должность пусть вам 6600 опишет, посмотрим угадает ли?
Перец
.... он напишет, что ты сантехник в фирме, что производит окна и вообще пластиковеокна ставят одни дегенераты, дешевле окна кирпичем заложить и на шторы тратится не надо Smile Smile Smile
Больше я не вернусь
ЯВР писал(а):

Что г-на 6600 тянет пиписками потягаться? Кого здесь колеблет кто кем работает и чем деньги зарабатывает? Каждый имеет по способностям и только редкие исключения по потребностям это принцип капитализма. Я имею достаточно, но зарабатываю пока маловато для удовлетворения всех своих амбиций.

Насчёт того, кто что проедает, могу сказать, что занимаюсь производством пластиковых окон. А должность пусть вам 6600 опишет, посмотрим угадает ли?



Ну положим меня не интересует (как это вас интересовало) какую должность Вы занимаете. Судя по речам - образованием и способностями - не страдаете
dz
Для интересу приведу свой расчет.
Toyota Corolla 2003г.в. (18400 долл. + 300 долл. сигналка) 23тык. Куплен новым в октябре 2003.

1. амортизация. Сказать затрудняюсь, т.к. еще не видел таких в продаже на вторичном рынке. Если исходить из норм страховых компаний - 18% в первый год для нового а/м, то за первые полгода будем считать 10%. Получаем 2.35 руб/км.

2. стоимость обслуживания. Здесь все проще всего. ОСАГО+ 2 ТО (10тык и 20 тык) + колодки впереди/сзади + зимняя резина. ТО и замена колодок делалось у диллера по соответствующей цене Shocked . Итого 1.55 руб/км.
3. бензин. Особо никогда не задумывался, поэтому посчитаю грубо. Средний расход округленно порядка 10 л/100 км (езжу я так :cool: , да еще и пробки в москве часто Sad ). Итого получаем 1.3 руб/км.

4. Сопутствующие расходы. Страхование Автокаско. 1.89 руб/км.

Сразу хочу сказать, что автомобиль совершенно другой ценовой категории нежели сравниваемые тут. Поэтому расходы привел просто для информации, может кто раздумывает над покупкой подобного автомобиля - новой иномарки не от корейцев и французов. Больше даже для себя, т.к. особо не задумывался о стоимости владения.

Получилось дороговато в сравнении с вазами и иномарками б/у, но не в разы. Кроме этого, в дальнейшем расходы пунктов 1 и 4 будут снижаться за счет снижения стоимости а/м и отсутствия слова "новый" в описании а/м. Зимней резины из п.2 хватит еще на сезон или два, а это ведь половина всех расходов из этого пункта, т.е. в след. год эти расходы будут почти вдвое меньше. Расходы по бензину можно довольно значительно уменьшить если ездить спокойно Very Happy .
Кроме этого, как уже говорили, невозможно сравнить оснащенность, качество, надежность и безопасность по сравнению с вазами. В общем, я считаю что оно того стоит и очень рад что в состоянии пережить подобные расходы :cool:
Svalik
Хе..... пацаны... Мне нравится Smile))))
Все же владельцы иномар изо всех сил пытаются убедить себя что их машины дешевле в обслуживании Smile) Даже смешно...
Ща.
Где тут у меня записано было... Во - GEN сравнивает ВАЗ2105 и Хонду... При этом для пятерки покупает Гиславед и штамповку, а для хонды Таганку Smile)))) Зашибись Smile))))
Далее - "Ремонт/регулировка: после покупки выяснилось, что тормоза работают некорректно" - ага, и надо для пятерки все "по кругу" поменять - от ГТЦ до колодок. И 4 раза тормоза прокачал. Меньше нельзя. Никак.
Коплект ВВ купил - один бракованый - поменять в магазине - это не наш метод, нет. Мы гордо покупаем новый комплект...
Далее - регулировка замка правой передней двери ?50. Но зато у Хонды "Передок сделал сам. 2 часа лежания под машиной и 3 ключа.
". Правильно. Потому что на сервисе офигенных денег просят. А у пятерки замок регулировал - и то на сервисе...
Еще прикололо - фильтр воздушный - на Хонду 400р. Я на десятку за 100 покупаю, просто меняю через 15-20 тыков.
Схождение - на пятерку 860/3 = ~290, а на Хонду - 960. Блин.
А так-то конечно Хонда дешевле - это не вопрос вообще Smile)))) Вы меня улыбаете господа Smile))
Я кончил. Smile
Выслушаю вас. Только умоляю - без отрицательных эмоций, давайте дружески - ведь мы пытаемся найти ответы на крайне интересный вопрос. Давайте не будем лаяться? Ладно? Хоть раз в жизни ино с ВАЗом спокойно поговорят Smile))
Перец
А здесь никто и не ругался, пока 6600 к инету не подключился :-D

Что я могу сказать по теме, катался я даным давно на 4-ке, купленной новой в 95-м году, салон пятерошный скрипел все что можно, ползунки печки отдуплились почти сразу, коробка втыкалась с пинка, по движку особых проблем не было (потения, подтеки, рег. карба, и прочие мелочи не считаю), потм в один прекрасный день поехал на дачу и на скорости ~ 70-80 км/ч при подъезде к световору с ужасом чувствую что педаль тормоза просто легла на пол и не дышит, я за ручник, трос порвлся, я пытаюсь воткнуть пониженную, получается, но поздновато и торможу об зад новенькой киа шума (два месяца от роду)... Солидно мну себе передок, при этом я пристегнут, так что не особо пострадал, так коленками дерябнулся, да башкой немного о руль (еще старый двухспицевой). Страховок тогда особо не было, поэтому влетаю на бабки, и это при том, что на машине не проехал еще и 5 тыков, почти новая... скока я тогда заплатил уже не помню, платил в рублях за ремонт киа в их корейском сервисе по счету. Свою продал. С тех пор я на тазах не езжу.... потом я катался на метро, денег особо не было на иномарку(нашу я уже не хотел), т.к. служил в нашей доблестной армии, служить надоело, уволился, стал раотать на ниве капитализма, появились деньги... 4 с лишним года и две иномарки (Вояджер не считаю, на нем я проездил три месяца, пригнал для родственника) доказали мне, что они лучше чем то, что мне может предложить ВАЗ...
GEN?
Не знаю, кто как, а лично я не пытаюсь никого убедить, что ино дешевле в обслуживании, чем ВАЗ. Более того, считаю для себя вполне приемлемым, если оно буде дороже раза в 1.5-2.
Я привел два реальных расчета двух реальных людей из форума. Что получилось, то и получилось.
Насчет резины ? да, один предпочел переобуваться, другой ? купить дополнительные диски. Можно учесть и это.
Кстати, выявился нюанс ? если учесть, что зимняя резина пройдет 3 сезона, то на пробег 20000 км надо отнести треть ее стоимости.
Что касается тормозов на пятерке ? 4 раза прокачка тормозов ничуть не удивляет, ГТЦ тоже, тормозные трубки аналогично. Чего удивительного? Все это я и сам проходил.
По ВВ проводам ? ну не знаю, пусть не 800, а 400.
Да, еще случайно попала регулировка ГБО (80 руб)
Насчет 2-х часов лежания под машиной ? я намеренно не учитываю ни это, ни 2 ТО, сделанных владельцем 21053 самостоятельно.
Итого, долой 6300 из обслуживания 21053 и 3700 (2/3 резины) для Хонды.

Получаем
21053??0.8 руб/км
Ортия?...0.8 руб/км

Последний раз редактировалось: GEN? (08 Июня 2004 19:00), всего редактировалось 1 раз
Евгений_MMC
Внесу и я свою лепту.

За 19 месяцев 70ткм стоимость 1 километра составила, если считать по максимуму 2.9 рубля. Тут примерно 300-400 долларов накинуто сверху на то, что вспомнить не смог.

Надо учитывать, что сюда включена стоимость автомобиля при покупке и стоимость страховки за два года (страховка всё без угона, в этом году ущерб + увеличенная до 10000 гражданка), два комплекта резины, весь бензин (с этим просто заправляюсь по карте Neste, поэтому все отчёты есть), масло, и все ремонты которые до этого были.

Что до бензина, то средний расход 12 литров, 95, только Neste. Правда машина умеет кушать гораздо меньше, да я так ездит не умею. Smile Но вот жена на одном баке на 150 км больше проезжает :)

Правда в эти выходные движёк перегрел, (Вот сволочи буржуи, совсем не умеют машины делать !!!!!!!! :cool: ) так что стоимость километра возрастет. Впрочем возрастёт максимум на рубль.

Вот такие вот пироги. Но!!! Это всё таки MMC и только новые запчасти, да и Галант изначально не дешёвая в эксплуатации машина. Конечная стоимость будет меньше, т.к. эту машину я всё таки надеюсь продать :-D. А не разбить как предыдущую.

А вот мой предыдущий VW обошёлся мне в 0.4 рубля за км и тоже влючая стоимость машины, поскольку я его не продал, а убил. Sad Пробег был 40000(у меня).

PS. За всё время владения Галантом у меня из инженерных претензий было только две:
1. недостаточное охлаждение тормозных дисков и как следствие их биение
2. Нет красной лампы на панели при перегреве двигателя. Из за этого, собственно, и не заметил. Поскольку на этот раз не напрягал движёк, а долго ехал на 3500 оборотов и ничего плохого не думал.

Всё остальное, что неожиданно с ним случалось, было исключительно последствием эксплуатации в России и неграмотного здесь ремонта.
GEN?
писал(а):

А вот мой предыдущий VW обошёлся мне в 0.4 рубля за км и тоже влючая стоимость машины, поскольку я его не продал, а убил. Пробег был 40000(у меня).


Не понял.
Если 0.4 руб/км (без бензина, ессно), то всех расходов 0.4 х 40000 = 16000 руб
И это, включая стоимость авто? Smile
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 2 из 5
Перейти:
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы