Страница 2 из 3
Demons
ortodox писал(а):

РН на 14,5 В


Если на регуляторе написано 14,5В, это не значит что генератор будет выдавать именно 14,5. На заборе тоже написано, но это не значит что так оно и есть.
ortodox
Demons писал(а):

ortodox писал(а):

РН на 14,5 В


Если на регуляторе написано 14,5В, это не значит что генератор будет выдавать именно 14,5. На заборе тоже написано, но это не значит что так оно и есть.


Дружище , нужто я писал бы , не проверив много раз тестером напругу на клеммах АКБ в разных режимах ?8-) .
Так вот , при нулевой температуре напруга на ХХ без потребителей 14,5 В, При включении дальнего света , печки на максимум и обогрева стекла - 14,3 В.
Регулятор - 7931.3702 -01 :http://www.vtnauto.com/ru/7931.html
VN
Цитата:

Это и будет напряжение ПОЛНОГО заряда АКБ , и оно будет гораздо больше 14,5 В.


в этом Вы абсолютно правы :cool:
Дайте мне ссылочку почитать материалы на которые Вы ссылаетесь.
А я постараюсь поискать ссылочку на то что при заряде АКБ - напряжение заряженного АКБ измеряется не ранее чем через 30 менут после окончании зарядки. Вот Вы его таким образом на полностью заряженном АКБ и замеряйте. Это тоже для эксперимента. Потом порешаем куда денутся лишние вольты на свеже заряженном, хорошим, отключенным от нагрузки АКБ

Цитата:

Предлагаю Вам проделать нехитрый опыт. Поставьте на зарядку током 1/20 емкости любой исправный автомобильный АКБ. В конце заряда , когда он будет уже кипеть , не отключая от выпрямителя ,замерьте напряжение на его клеммах. Это и будет напряжение ПОЛНОГО заряда АКБ , и оно будет гораздо больше 14,5 В.


А зачем мне это проделывать. Я не только не сомневаюсь в этом, Я В ЭТОМ УВЕРЕН!!!!
При заряженном АКБ его внутреннее сопротивление стремится к бесконечности, а значит напряжение которое на клеммах зарядки будет равно напряжению на клеммах АКБ. Скиньте зарядку и проверте как я написал выше.
Цитата:

На автомобилях же как компромисс принято несколько заниженное напряжение генератора (14 - 14,5 В) для предотвращения выкипания электролита в длительных поездках.


Дело в том, что выкипает больше вода и вовсех книжках пишут что можно доливать только дистиллированную воду. А выкипает она достигаю точки кипения, при повышенном напряжении зарядки, что есть не правильно.
Цитата:

Я же в свое время работал аккумуляторщиком по обслуживанию АКБ радиостанций , автомобилей и электрокаров. И книжки изучал по даному вопросу более серьезные .


Единственное что здесь правильно, это то что написано в прошедшем времени. И тем не менее я бы почитал литературу на которую Вы ссылаетесь.
Vitalij
У мя зарядка-автомат +14,7 выдает, при том:
1. При постоянном токе 5.5А доводит напряжение до 14,7В
2. При постоянном напряжении 14,7В доводит ток до 0 (<100мА), после чего говорит о полном заряде АКБ
общий цикл заряда 24 часа, при том зарядка указывает переданные А*ч в АКБ.
ortodox
VN
К сожалению , у нас получается разговор слепого с глухим Smile .
Есть метод контроля заряженности АКБ по напряжению на нем во время зарядки (если например АКБ необслуживаемый и плотность замерить невозможно). Есть таблицы зависимости заряженности от этого напряжения, из которых следует что 100% зарядки соответствует напряжение примерно 15 В для обычного АКБ и 16 в для калициевого.
В инете рыться нет времени , могу отсканить несколько страниц и скинуть на мыло попозже.
Vitalij
Моя зарядка считает, что АКБ полностью заряжен при токе менее 100мА, при поданном напряжении в 14,7В на свинцовую 12В автомобильную батарею, при комнатной температуре.
kys
Спрошу здесь, чтобы новую тему не начинать.
Померял сегодня напряжение при заряде АКБ на холостых оборотах.
Получилось следующее:
14,05-14,10В при выключенном электрооборудовании
13,8 - 13,9В при включенном свете (габариты, дальний, передние и задние ПТФ)
Это нормально или мало?

Последний раз редактировалось: kys (24 Января 2014 16:22), всего редактировалось 1 раз
maxxic
и мне штоли спросить! седня мерял плотность, электролит мутный какой то! Электрик грит пластины осыпались покупай акум (мерял как раз где они продаюца).
вот вопрос, это действительно так или разводили?
и второй вопрос.
Все началось из за того, что акум разряжался! Если днем поездиишь (без потребителей ну кроме печки конечно) - нормально, загораеца на акуме зеленый цвет. Как вечером поездишь ближний и т.д. так начинает чернеть, типа разряжен, замеряли напругу - 13.9 без и 13.7(13.8) с дальним даже и печкой на 2 скорости, хотя вечером практически не включаю дальний у нас машин дофифа вечером ездят по всем городским дарогам и печку тока на 1 скорости.
РН заменян, ниче не изменилось, напруга в бортовой сети скачет начиная от 14.1В без потребителей и заканчивая 13.0 с потребителями (ближний + печка 1 скорость) на холостых, на 2.5-3 тыщщи оборотов на 0.2-0.4В повышается.
С бортовым компом - хрен с ним, бортовое напряжение выдержим, больше меня волнует зарядка акума, почему он разряжается, если ток такой, акум титан 1.5 лет отроду 62Ач. Получается что он 13.9 заряжается, а 13.7 уже разряжается! либо я чето не понимаю либо....... ХЗ короче, если спецы здесь есть, подскажите в чем причина (на днях все контакты гены зачистил РН поменял)
ПЫСЫ: электрик грит РН у нас возьми там 14.5В, я грю че диод впаиваете? он грит не, для нас завод делает специально, я смарю точно такой же как и у меня! я до этого у них брал а в магазине уже точно такой же покупал. номер 55.... дальше не помню 14В 5А
Demons
KYS писал(а):

14,05-14,10В при выключенном электрооборудовании
13,8 - 13,9В при включенном свете (габариты, дальний, передние и задние ПТФ)
Это нормально или мало?

Это нормально.
Demons
maxxic писал(а):

седня мерял плотность,


Какая? Надо сделать полный цикл разряд/заряд, потом через некоторое время померять плотность. 1.27 Если нет, тогда меняй или добивай до ручки, а потом меняй.
ortodox
VN писал(а):

Цитата:

Это и будет напряжение ПОЛНОГО заряда АКБ , и оно будет гораздо больше 14,5 В.


в этом Вы абсолютно правы :cool:
Дайте мне ссылочку почитать материалы на которые Вы ссылаетесь.
А я постараюсь поискать ссылочку на то что при заряде АКБ - напряжение заряженного АКБ измеряется не ранее чем через 30 менут после окончании зарядки. Вот Вы его таким образом на полностью заряженном АКБ и замеряйте. Это тоже для эксперимента. Потом порешаем куда денутся лишние вольты на свеже заряженном, хорошим, отключенным от нагрузки АКБ

Цитата:

Предлагаю Вам проделать нехитрый опыт. Поставьте на зарядку током 1/20 емкости любой исправный автомобильный АКБ. В конце заряда , когда он будет уже кипеть , не отключая от выпрямителя ,замерьте напряжение на его клеммах. Это и будет напряжение ПОЛНОГО заряда АКБ , и оно будет гораздо больше 14,5 В.


А зачем мне это проделывать. Я не только не сомневаюсь в этом, Я В ЭТОМ УВЕРЕН!!!!
При заряженном АКБ его внутреннее сопротивление стремится к бесконечности, а значит напряжение которое на клеммах зарядки будет равно напряжению на клеммах АКБ. Скиньте зарядку и проверте как я написал выше.
Цитата:

На автомобилях же как компромисс принято несколько заниженное напряжение генератора (14 - 14,5 В) для предотвращения выкипания электролита в длительных поездках.


Дело в том, что выкипает больше вода и вовсех книжках пишут что можно доливать только дистиллированную воду. А выкипает она достигаю точки кипения, при повышенном напряжении зарядки, что есть не правильно.
Цитата:

Я же в свое время работал аккумуляторщиком по обслуживанию АКБ радиостанций , автомобилей и электрокаров. И книжки изучал по даному вопросу более серьезные .


Единственное что здесь правильно, это то что написано в прошедшем времени. И тем не менее я бы почитал литературу на которую Вы ссылаетесь.


Для начала почитайте инструкцию по эксплуатации аккумуляторов Варта , особенно п.2.2 :
Цитата:

2.2. Перед установкой батареи на автомобиль рекомендуется батарею подзарядить.

Заряд рекомендуется проводить при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. Заряд считается законченным через 2 часа после достижении напряжения на батарее равного 16,0 В.


Что скажете? Или это тоже дилетанты писали?
Надеюсь, я убедил Вас ,что для полной зарядки батареи требуется напряжение несколько выше , чем в бортсети автомобиля? 8-)
ortodox
Vitalij писал(а):

Моя зарядка считает, что АКБ полностью заряжен при токе менее 100мА, при поданном напряжении в 14,7В на свинцовую 12В автомобильную батарею, при комнатной температуре.


Неплохая зарядка . Хоть и напряжение выходное чуть занижено, зато можно спокойно оставить заряжаемый аккум без присмотра , не боясь выкипания электролита :cool: . Аккум будет заряжен на 90-95% , чего вполне достаточно.
VN
Цитата:

Надеюсь ,я убедил Вас , что для полной зарядки батареи нужно повышенное напряжение?


Нет не убедили. Я ведь здесь участвую не для самоутверждения.
Форум читают простые пользователи.
Согласно Вашим рассуждениям при таком напряжении с гены стопроцентной зарядки АКБ достичь на автомобиле не возможно. И получается что АКБ заряжается на авто (по Вашим словам) на 80%.
Если следовать Вашей логике, то в лучших случаях гена будет давать 14,5В вместо 16В, в реале первая цифра еще меньше. Со временем на автомобиле электропроводка от гены до АКБ, массовые провода и др болтовые соединения имеют свойства окисляться, а значит с гены напруга будет ещё меньше. В этом случае емкость АКБ должна быть ещё меньше. А если прибавить морозы зимой + частое включение обогрева заднего стекла + ежедневное включение печки, + любителей дополнительных ПТФ + любители разных подсветок + любители музыки с разными усилителями. Если еще учитывать что продолжительность поездки на работу и обратно может составлять менее часа.
ТО ВЕСЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ АВТОПРОМ БЕГАЮЩИЙ НА НЕДОЗАРЯЖЕННЫХ АКБ ДОЛЖЕН МЕНЯТЬ ЭТИ САМЫЕ АКБ РАЗ В ГОД, НУ МАКСИМУМ РАЗ В ДВА ГОДА.

Инструкцию на Варту я читал, почему я должен поверить ей, Вы же не поверили той ссылке что я привел в пример. Но дело не в этом. Так как преподнесена информация на Варте - это больше похоже на рекламму для рядового потребителя, ни каких обоснований или расчетов в цирах. Там же на страничке есть таблица определения заряженности АКБ 100% соответсвует напряжению 12,7В.
А в инструкции по зарядке п2.2. говорится как проводить заряд и что будет через 2 часа при такой зарядке. Кстати Ватра в последнее время совсем не лучшие по качеству аккууляторы.

Сейчас народ начитается нашего поста и согласно Ваших рассуждений бросится мерять напругу на АКБ, а потом добиваться напряжения 16 вольт, менять новые АКБ с претензиями, что они не заряжены. Менять зарядки, что они НЕ выдают напряжения которое регламентирует Варта.

В справочнике BOSCH я нашел упоминание о цифрах 80% заряда АКБ.
Мне бы хотелось от Вас получить тот документ на который Вы ссылались - типа справочник аккумуляторщика.

В работе аккумуляторщика приходится заряжать не один АКБ на своей авто, а как правило на предприятии следить и заряжать несколько АКБ в автоколоннах или электрокарах. Т.к. автомобилю идти в рейс на следующий день. Так вот там не заботятся о глубине или процентном отношении в заряженности АКБ. Заряжают повышенными токами и как следствие повышенными напряжениями. Списать АКБ проще через год.
Обычный же потребитель холит и лелеет свою ласточку и даже с Вашей точки зрения постоянно недозаряженный АКБ почему то ходит порой по 3-5 лет и более.
На мой взгляд это пародокс.
ortodox
Ну , приехали. варта уже - отстой Surprised .
VN
Я нигде не говорил , что на авто АКБ должен заряжаться повышенным напряжением и не спорю , что будет перезаряд , выкипание и т.д. Но раз уж АКБ сняли для профилактической подзарядки 1-2 раза в год - желательно зарядить как положено - стабильным током до достижения максимального напряжения на АКБ , и потом еще 2 часа. Выше этого максимума напряжение уже не поднимется , заряжай его хоть неделю. Напряжение же 12,7 В - это другой параметр (НРЦ) и меряется через 8 часов после зарядки.
3-5 лет для обычного аккумулятора - не редкость , и совсем необязательно чтоб он был постоянно заряжен на все 100%. Достаточно . просто не давать ему разряжаться ниже 11 В , а если все ж это случилось - немедленно снять и зарядить зарядником(сутки простоя АКБ в разряженном в ноль состоянии уменьшает срок его службы на год!) Плюс машинка должна легко заводиться - и 3-5 лет АКБ гарантировано.
ЗЫ: материалы по АКБ выложу позже , надо зайти за книжками на бывшую работу.
VN
Цитата:

Ну , приехали. варта уже - отстой


Уже приятно становится, Вы начинаете не договаривать, передергивать мои и свои слова. Выше цитата Ваша.
Ниже моя. Ни намека на отстой.
Цитата:

Кстати Ватра в последнее время совсем не лучшие по качеству аккууляторы.


Продолжим...
Цитата:

Я нигде не говорил , что на авто АКБ должен заряжаться повышенным напряжением и не спорю , что будет перезаряд , выкипание и т.д.


Для меня перезаряд это продолжительное воздействие на АКБ напряжением выше чем выдает генератор автомобиля. Процентное отношение превышения оценивать не буду, но для того и служит реле-регулятор, чтоб отслеживать оптимальный режим. А зарядка повышенным напряжением и током не есть хорошо для АКБ, хотя это зачастую необходимая мера для начала зарядки АКБ.
Цитата:

Но раз уж АКБ сняли для профилактической подзарядки 1-2 раза в год - желательно зарядить как положено - стабильным током до достижения максимального напряжения на АКБ , и потом еще 2 часа. Выше этого максимума напряжение уже не поднимется , заряжай его хоть неделю.

Этого максимума - какого, точные цифры и обоснования. То что делать желательно, это понятно. Вот узнать примерные цифры кто так делает?, Что происходит с АКБ у того кто так не делает?
Цитата:

Напряжение же 12,7 В - это другой параметр (НРЦ) и меряется через 8 часов после зарядки.

Вы уж расшифровывайте все сокращения, читают простые люди этот форум. И сразу вопрос как к бывшему аккумуляторщику - для чего меряется этот параметр. И почему через 8 часов именно такое напряжение. Хотелось бы для себя внести ясность.
Вот бегала авто месяц как из магазина, по Вашим выкладкам, АКБ заряжен на авто на 80%, приехала ко мне вечером на установку сиги, утром меряюнапряжение на АКБ , а там 12,8В.
Как оценивать состояние батареи???????

Последние Ваши слова оставляю без коментариев. Потому как если все о чем говорили до этого можно перечеркнуть.
Если не обязательно 100% заряд, но при этом АКБ будет жить долго и счастливо, то зачем выше сказанный разговор о повышенном или пониженом заряде на авто
ortodox
Цитата:


Для меня перезаряд это продолжительное воздействие на АКБ напряжением выше чем выдает генератор автомобиля. Процентное отношение превышения оценивать не буду, но для того и служит реле-регулятор, чтоб отслеживать оптимальный режим. А зарядка повышенным напряжением и током не есть хорошо для АКБ, хотя это зачастую необходимая мера для начала зарядки АКБ.


Еще раз повтолряю - я нигде не говорил , что на авто нужно повышенное напряжение для АКБ. Оптимально 14 В для обычного и 14,5 В для кальциевого АКБ.
16 В должен выдавать толлько стационарный зарядник в гараже.
Цитата:


Этого максимума - какого, точные цифры и обоснования. То что делать желательно, это понятно. Вот узнать примерные цифры кто так делает?, Что происходит с АКБ у того кто так не делает?


Этот максимум разный даже для АКБ одного типа и зависит от качества материала пластин и реальной емкости АКБ. Для свинцовых это 14,8-15,6 В , для кальциевых - 15-16 В.
Если при зарядке не довести напряжение на АКБ до этого максимума - просто АКБ будет немного недозаряжен , что есть плохо только тогда . если вы проводите его тренировку или определение реальной емкости. Недозаряд 10-20% на долговечности практически не сказывается.
Цитата:


Цитата:
Напряжение же 12,7 В - это другой параметр (НРЦ) и меряется через 8 часов после зарядки.

Вы уж расшифровывайте все сокращения, читают простые люди этот форум. И сразу вопрос как к бывшему аккумуляторщику - для чего меряется этот параметр. И почему через 8 часов именно такое напряжение. Хотелось бы для себя внести ясность.
Вот бегала авто месяц как из магазина, по Вашим выкладкам, АКБ заряжен на авто на 80%, приехала ко мне вечером на установку сиги, утром меряюнапряжение на АКБ , а там 12,8В.
Как оценивать состояние батареи???????


НРЦ - напряжение разомкнутой цепи , измеряется высокоомным вольтметром. 8 часов - время необходимое после зарядки для окончания всех процессов и остывания батареи.
12,8 В - отличная батарея , можно только радоваться Smile

Цитата:


Если не обязательно 100% заряд, но при этом АКБ будет жить долго и счастливо, то зачем выше сказанный разговор о повышенном или пониженом заряде на авто


Опять 25 8-) . Ну не советовал я никому повышать гнапряжение на авто до 15-16 В , откуда Вы это взяли?
На многих машинах оно ниже 14 В , что для зимы есть плохо , ваот я и советую поднять его до нормального значения 14-14,5 в в зависимости от типа АКБ .
ortodox
VN
Вот еще о повышенном напряжении специально для Вас Smile

http://www.autoakb.ru/index.php?id=755&subid=57#cont
Надеюсь , Вы примете это как аксиому и не будете требовать объяснять химию и физику процессов.
VN
Ну вот уже лучше!
1. Как аксиому я эту ссылку не приму, поскольку это интернет магазин а не производитель. Но не согласится не могу. Поскольку написано, что перед началом эксплуатации АКБ - заряд 16 вольт. А физику и химию процесса надо знать хоть в азах.
2. Далее внизу приводится стандартная табличка заряженности АКБ, где обозначено, что зимой повторный заряд нужен если на клеммах примерно 12,4, а летом примерно 12,2Вольта.
Я это повторяю специально не для ВАс а чтоб народ прочитав наш треп понял все правильно.
3. Вы не призывали увеличивать напряжение генератора, однако обсуждение что на выходе гены уже началось, благо что не разрослось. По Вашему получалось, что поскольку с гены идет не 16В, то 100% заряда и не будет.
Материалы приведеные Вами в пример говорят, что этот заряд должен производится один раз перед вводом в эксплуатацию.
Смысл работы генератора поддерживать это состояние заряженности АКБ.
4. Категорически не согласен с тем, что если был допущен разряд ниже цифр указанных в ссылке, то АКБ необходимо заряжать как при вводе в эксплуатацию. Это всего лишь желательно. Опыт работы показывает, что АКБ допустившее разаряд более 50% зимой (дважды), без описанной в ссылке процедуры зарядки, благополучно эксплуатировался еще три зимы, после чего авто было продано. Есть и другие примеры, не было цели отследить время жизни АКБ.
5. Недозаряд как Вы пишите в любом процентном количестве плох лишь потому что компенсировать его чаще всего не удается.
6. Считаю правильным то напряжение, которое выдает исправный генератор на автомобиле с исправной электрикой. Этого достаточно чтоб АКБ поддерживался полностью заряженнным, но с учетом температуры и продолжительности поездок в зависисмости от включаемых нагрузок.

Из общения с Вами я не получил доказательств, что напряжение зарядки или напряжение генератора, должно отличаться от того что заявляет завод производитель реле регуляторов и генераторов.

P.S. более 80% автомобилей с которыми мне приходится работать это иномарки. что самое интересное - ну ладно еслиб наш отечественный автопром выпускал недозаряжающие генераторы, так ведь весь мир поступает именно так (ну может кроме америкосов).

P.P.S. Из темы ухожу. Поскольку начинаем действительно переливать из пустого впорожнее. А доказательств необходимости зарядки АКБ напряжением более 14,8 вольт я не получил. И надеюсь народ не побежит в магазины за подобными зарядками.
ortodox
VN писал(а):

P.P.S. Из темы ухожу. Поскольку начинаем действительно переливать из пустого впорожнее. А доказательств необходимости зарядки АКБ напряжением более 14,8 вольт я не получил. И надеюсь народ не побежит в магазины за подобными зарядками.


Значит ,рекомендации Варты и autoakb для Вас - ничто? Surprised
Все , обсуждение закрываем , тем более что тема не о заряде , а об утечках 8-) .
VN
Цитата:

Значит ,рекомендации Варты и autoakb для Вас - ничто?


Да что ж Вы все передергиваете и утрируете.
Я нигде не писал слов "ничто" и т.п.
Я всегда проводил мысль, что слово продавца всегда сомнительно.
Вы верите что написано на ярлычке, а материалы по моей ссылке для Вас показались дилетантскими.
Я не утверждаю, что это аксиома (как ВЫ).
Но во всяком случае хоть есть что почитать по существу.
На Варте и autoakb - четкая мысль приходите покупайте, а с тем что Вы купите надо поступать вот по таким правилам и будет счастье.

Я работаю с тем несчастьем которое получается в реальных ситуациях.
Клиент всегда скажет, что пользуясь тем или иным устройством соблюдал инструкцию. Моя задача понять и проанализировать что произошло и по какой причине, отремонтировать и дать рекомендации.
Магазину главное впарить, мне отремонтировать. И я точно знаю, что бы квалифицырованно обслуживать авто надо знать больше чем написано в правилах эксплуатации на автомобиль. Это все общие мысли...

P.S. Все это не в тему.
ortodox
Хотите сказать , что производители и продавцы аккумуляторов специально вводят в заблуждение пользователей , советуя периодически заряжать АКБ от источника с напряжением 15-16 В?
Чтоб батарейки у них побыстрее подыхали и они бежали в магазин за новыми? Smile .
Поверьте , я много лет заряжал АКБ именно по таким рекомендациям , и срок службы их был 3-5 лет , а в некоторых случаях и 7 лет ( при ежегодичных тренировках).
Смысл сказанного мной (другими словами) в том , что при зарядке АКБ стабильным током ( а такой метод самый эффективный) для поддержания в конце зарядки тока даже 1/20 емкости напряжение источника должно быть повышенное , иначе ток просто упадет до нуля.
Это же очевидно , не понимаю почему вы требуете еще других доказательств и объяснений Sad .
Demons
Господа аккумуляторщики, хватит спорить. Если вы все знаете, тогда объясните такую ситуёвину. АКБ Ista практически новый, еще года нет. Стоял на машине. Потом после глубокого разряда (причину не уточнили) поменял полярность. Теперь на клемме плюс отрицательный вывод, на клемме минус положительный. Сам удивляюсь как такое может быть. И зарядку не берет 8-) .
ortodox
Demons
Такой аккум - в помойку. Если даже его снова посадить в ноль и зарядить как положено , с соблюдением полярности , то емкость его будет в лучшем случае 15-20 %.
А с точки зрения химии это вполне объяснимо , есть формулы процессов . но приводить их здесь нет смысла 8-) .
Demons
ortodox писал(а):

Такой аккум - в помойку.


Да эт понятно, просто никогда до этого не встречал. Стоит, ждет сборщиков цветных металлов.
neprezent
Servikt писал(а):

neprezent писал(а):

а какие там преды?


Да как в телевизорах старых, стеклянные такие. Если память не изменяет, то на 250 мА там стоит.


У меня оказался на 200 мА, продавец придурок даже не знал, что продаёт, мол говорит проволка там и никакого преда. Такого 200 мА я не нашёл - поставил на 1А. Буду теперь тестить аккуратно.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 2 из 3
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы