Подолью и я масла в огонь, вообщем такая вот статейка (немного рекламная), но хорошо сказано - лучше ездить при 100 градусах, чем при 70...
Система охлаждения. Что нужно знать...
Система охлаждения - дама капризная, своенравная и непредсказуемая. Вечно ее
бросает то в жар, то в холод. Летом она готова вскипеть по малейшему поводу,
а зимой замерзнуть и злорадно подглядывать из радиатора, как незадачливый
автомобилист совершает ритуальные танцы вокруг застывшей на обочине машины.
Но, несмотря на ее скверный характер, с системой охлаждения надо находить
общий язык, потому как специалисты уже давно установили, что более 50%
выходов из строя автомобилей связано с отказом именно системы охлаждения.
Впрочем, перефразируя известный афоризм, не так страшна система охлаждения,
как ее малюют. Надо только знать, как правильно ее обслуживать и как без
излишних затрат и нервотрепки устранять ее неисправности.
Это важно знать:
Остановимся на нескольких важных моментах. Современные двигатели рассчитаны
на работу в узком диапазоне рабочих температур. Основные детали двигателя:
кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры, головка - сделаны из
разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Все тепловые
зазоры двигателя рассчитаны на достижение двигателем рабочей температуры.
При этом система охлаждения поддерживает эту температуру при разных режимах
работы двигателя и нагрузках. Температура кипения воды или антифриза при
обычных условиях, то есть при атмосферном давлении - около 100°С, это всем
хорошо известно. Температура кипения воды или антифриза при повышенном
давлении будет выше. В системе охлаждения двигателей создается давление
около 1,2 атм, и антифриз закипает уже при 120-125°С. Этим достигается
возможность поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости выше
100°С. Другими словами, если система охлаждения негерметична, то давление не
создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. Автолюбитель
подливает тосол и ездит себе, не подозревая, что двигатель изо дня в день
работает на износ. Голая правда заключается в том, что износ непрогретого до
рабочей температуры двигателя увеличивается в несколько раз. На инжекторных
двигателях стоит датчик температуры, который "думает", что двигатель все еще
прогревается и дает команду в компьютер на увеличенную дозу бензина. Отсюда
негерметичная система охлаждения сразу стоит 7-10% повышенного расхода
бензина. Работа двигателя на обогащенной смеси - большая беда. Разжижается
масло, возрастает нагарообразование, выходит из строя каталитический
нейтрализатор.
Все это происходит довольно быстро. Итог бывает печальный - не прошло и
года, как новая машина уже убита, все ломается, течет, перегревается, хозяин
разводит руками - ну что мол с нее взять, российский автопром! На самом деле
виноват он сам и лишь немного автопром, оттого что нет пока у российских
машин такой мощной защиты от дурака, как у "японок" или "американок".
А вот диаметрально противоположная картина: старенькие "Жигули" с
хозяином -профессором, у которого почему-то машина всегда заводится, не
дымит, не шумит и ездит годами. Вся разница в том, что ее хозяин привык
читать книжки, инструкции, анализировать и принимать решения. В результате
мелких действий, в основном превентивного характера, ему удается содержать
машину в порядке.
Простое решение серьезных проблем
Как вовремя распознать надвигающуюся беду? Есть несколько простых рецептов.
На холодной машине и на включенном двигателе откройте капот и осмотрите
радиатор, верхний и нижний патрубки радиатора, места креплений шлангов,
состояние хомутов, блока двигателя под шлангами. Если видны белесые подтеки,
значит есть мелкие течи. Иногда достаточно подтянуть хомуты шлангов, но
аккуратно, чтобы не перетянуть: вначале немного отпустив, а затем затянув
чуть сильнее, чем было. Снимите крышку радиатора и осмотрите ее изнутри. Не
должно быть видимых следов коррозии, разбухших или съежившихся резиновых
уплотнителей. Вообще крышку радиатора или расширительного бачка (если нет
крышки радиатора) надо менять раз в 2 года. В ней содержится перепускной
клапан, который как раз и поддерживает повышенное давление в системе.
Залезьте пальцем внутрь горловины радиатора и проведите по внутренней
стенке, если есть жирный налет или ощущается накипь, систему надо промывать
специальной " 7-минутной промывкой системы охлаждения" HG9014 (7 Minutes
RadiatorFlush).
Накипь и отложения препятствуют теплоотводу и существенно сокращают срок
службы антифриза/тосола. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется
использовать "Защиту от коррозии и смазку помпы" HG9005 (Radiator Rust Stop)
с периодичностью один раз в год, либо если антифриз/тосол приобрел
коричневатый оттенок.
Заведите и прогрейте двигатель (с закрытой крышкой радиатора и с нормальным
уровнем жидкости). На малых оборотах сожмите рукой верхний патрубок
радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шине велосипеда. Если
давления нет, значит надо чинить.
Перегрев и закипание часто связаны с вышедшим из строя термостатом,
медленный уход охлаждающей жидкости - с небольшими течами или неисправной
пробкой радиатора. Хотя иногда бывает сразу весь "букет": и термостат, и
течи, и пробка.
Если давления в системе нет, то вначале замените пробку радиатора, благо она
недорогая, и результат проявится сразу. Если и после этого давление не
появилось, надо попробовать использовать остановку течи радиатора типа
HG9025 (Radiator Stop Leak), что сродни опрессовке системы. Состав сам
найдет мелкие утечки и надежно их ликвидирует, при этом, в отличие от многих
аналогичных составов, не забьет трубки радиатора и печки отопителя. В 90%
случаев через 20-30 минут после применения HG9025 давление в системе
восстанавливается и вы, пожимая верхний шланг, сразу это чувствуете.
Почему-то и расход бензина после этого упадет, и СО снизится, и приемистость
возрастет. И всего-то после заливки в радиатор баночки HG9025.
Тяжелый случай
Более сложная неисправность - течь охлаждающей жидкости через прокладку или
трещину головки блока. Это уже серьезно, и без лечения возможен летальный
исход для двигателя. При этом обычно наблюдаются следующие симптомы: на
холодном двигателе охлаждающая жидкость уходит, а на горячем нет. Кроме
того, на холодном двигателе из глушителя идет белый густой дым, который при
прогреве исчезает. Такие неприятности случаются нередко. Характерный пример:
купил подержанную иномарку, не заменил вовремя воду на антифриз и,
пожалуйста, ударил мороз, вода замерзла, блок треснул:
Обращение в автомастерскую чревато дорогостоящим ремонтом. Но и такую
серьезную неисправность оказывается можно устранить самостоятельно и даже
без помощи гаражного "дяди Васи". Надо использовать "Металлогерметик для
сложных ремонтов системы охлаждения" HG9037 (Metallic Block Seal). Этот
состав гарантированно устраняет течи антифриза через прокладку головки блока
и ремонтирует треснувшие алюминиевые или чугунные головки блока. С его
помощью можно устранить большинство сложных повреждений двигателя,
возникающих из-за перегрева или "размораживания".
Некоторые автолюбители после сложного ремонта системы охлаждения спешат
побыстрее машину продать. При использовании HG9037 (Metallic Block Seal) это
будет ошибочным решением - прочность ремонта сопоставима с прочностью
сварки. Кроме того, это средство "попутно" устраняет более мелкие дефекты,
такие как течи радиаторов, кранов отопителя и т.д. В результате надежность
автомобиля только возрастет!
Рецепты от AGA Надежность системы охлаждения во многом определяет выбор
"правильного" антифриза. Поэтому автомобилистам стоит внимательнее
присмотреться к продукции компании AGA, которая в ноябре 2002 года
развернула собственную программу по производству технических жидкостей и, в
первую очередь, тосолов и антифризов.
К настоящему времени на рынке под торговой маркой "AGA" представлена серия
охлаждающих и специальных жидкостей высшей категории качества: тосол
AGA-L40, антифризы AGA-Z40,AGA-Z42, AGA-Z65 и антифриз-очиститель AGA-R30.
"Высшая категория качества" - это не простые слова. На IX Международной
выставке-конкурсе "Всероссийская марка - III тысячелетие" продукция с
торговой маркой "AGA" была отмечена высшими наградами - золотыми знаками
качества. Впрочем, помимо официального признания, не менее важно и признание
самих автомобилистов - их "голосование кошельками". Так вот, за зиму
2003-2004 гг. продажи антифризов под маркой "AGA" в сети магазинов
AGA-АВТОМАГ превысили в несколько раз сбыт всех прочих антифризов вместе
взятых! Уже более 60 тысяч автолюбителей используют тосолы и антифризы под
маркой "AGA".
К продукции AGA начали присматриваться и серьезные автохозяйства.
Охлаждающие жидкости AGA плещутся в шестицилиндровых "сердцах" магистральных
тягачей MAN, где установлены высокофорсированные дизели с турбонаддувом и
интеркулером, и отлично справляются со своей задачей в самых суровых
условиях.
Чем же интересны охлаждающие жидкости от AGA? Этот добротный товар
поставляется в удобной таре с герметичной крышкой, изящной этикеткой и
грамотной аннотацией. При относительно низкой цене охлаждающие жидкости
"AGA" не только удовлетворяют, но по ряду показателей даже превышают
требования соответствующих зарубежных спецификаций и российских стандартов
благодаря внедрению самых современных разработок и рекомендаций
высококвалифицированных ученых-практиков. Концепция, реализованная в
антифризах "AGA", предоставляет каждому покупателю возможность подобрать
товар, обеспечивающий максимум эффективности работы системы охлаждения
конкретного двигателя в зависимости от его типа и режима работы.
Например, для двигателей, преимущественно работающих с высокими нагрузками
при низких и средних частотах вращения коленчатого вала (соответственно при
малой скорости циркуляции охлаждающей жидкости), для исключения образования
локальных зон перегрева очень важно обеспечить повышение эффективности
передачи тепла от охлаждаемых деталей жидкости и затем от жидкости
радиатору. При использовании антифриза AGA-Z40это становится возможным
благодаря его высокой смачивающей способности. Антифриз AGA-Z40 глубоко
проникает в поверхностную структуру металла, что значительно повышает
эффективную площадь контакта поверхности и жидкости, тем самым улучшает
охлаждение двигателя. Данное свойство важно как для высокофорсированных
теплонапряженных двигателей с турбонаддувом, работающих на режиме
максимального крутящего момента, так и для автомобилей, томящихся в
городских пробках. Повышенная смачиваемость легко демонстрируется при
взбалтывании канистры - антифриз AGA-Z40 долго стекает со стенок, оставляя
на них капли. Кстати, еще одно замечательное свойство антифриза AGA-Z40
заключается в том, что обнаружить места утечек можно и без ультрафиолетовой
лампы. Секрет заключается в особом красителе данного антифриза.
У двигателей, часто работающих при высоких частотах коленчатого вала
(скоростная езда, агрессивное маневрирование, интенсивный разгон),
вследствие условий высокочастотной вибрации и интенсивной циркуляции
охлаждающей жидкости может возникать кавитация - образование и схлопывание
пузырьков при температурах +50:+90°С (т.е. ниже температуры кипения!). Этот
процесс вызывает разрушение омываемых металлических поверхностей и ухудшает
охлаждение двигателя. Чтобы этого избежать, более предпочтительно
использование антифриза AGA-Z42, поскольку он обладает усиленной
антикавитационной защитой металлов благодаря системной оптимизации его
вязкости, сил поверхностного натяжения и других физико-химических свойств.
Для двигателей с высокой степенью форсирования (например, с турбонаддувом и
интеркулером), преимущественно эксплуатируемых в экстремальных условиях -
пустыня или крайний север, движение при сильной жаре по городу или по
магистрали с перегрузом, режим авторалли - рекомендуется антифриз AGA-Z65,
который отличается увеличенной теплоемкостью, повышенным запасом служебных
свойств и усиленной термостабильностью пакета присадок, что в комплексе
обеспечивает надежное охлаждение самых "горячих" двигателей.
И абсолютно для всех двигателей рекомендуется применять антифриз-очиститель
AGA-R30 с температурой начала замерзания -30°С. Этот продукт обладает всеми
свойствами стандартного высококачественного антифриза. Незначительная
добавка антифриза-очистителя AGA-R30 (1:2 литра на 10 литров емкости системы
охлаждения) за 100...150 км до смены охлаждающей жидкости позволяет
обеспечить эффективную промывку, удаление накипи, продуктов разложения
антифризов и коррозии металлов. Итак, выбор "правильного" антифриза, знание
и использование нескольких недорогих, но эффективных составов позволяет
содержать систему охлаждения в идеальном состоянии, а при необходимости без
излишних затрат времени, денег и, что также немаловажно, без нервотрепки
быстро и изящно отремонтировать ее своими силами.
С. Олегов