Звали?
Значитца так:
На КАМАЗЕ с делителем не работал, только с обычной КПП-5. Старт с 2, потом газу чем больше тем лучше (у дизеля обороты плохо набираются но хорошо падают). Пипка в полу ("горный тормоз", "глушилка") для торможения нажимаешь на неё, механизм перекрывает подачу топлива и выпускной коллектор, при этом желательно переключится вниз. На стоящей машине те же действия приводят к глушению двигателя. Ещё есть две монетки (расположены на полике возле рычага КПП, одна перекрывает подачу топлива (на заглушенной машине
всегда должна быть вытащена, при запуске утоплена), другая аналог ручного газа). На современных вроде всё привязано к ключу зажигания.
На тех МАЗах что работал бывают КПП трёх видов:
а) "КРаЗовская" - 5 ст. без делителя (схема переключения перевёрнута);
б) "СУПЕРовская" - 8 ст. с рядами (схема переключения перевёрнута, порядок переключения 1-2-3-4, переключение в верхний ряд, 5-6-7-8;
переключение в нижний ряд только после полной остановки)
в) "Тутаевская" - 9 ст. , с такой не работал, но принцип переключения скорее всего как у КАМАЗа с половинками.
Глушится либо от ключа, либо от глушилки в полу (она же "горный тормоз"), либо от монетки возле рычага КПП (на заглушенной машине
всегда должна быть вытащена, при запуске утоплена);
Но последний раз МАЗ я водил лет 8-9 назад, наверно что-то изменилось.
P.S.
самое главное: заглушенную машину не оставлять на скорости, особенно на уклоне.