Страница 1 из 2
stelsb
Седня увидел в магазине распорку между стоек амортеров вперед и задний стабилизатор. Если у кого есть, расскажите какой эффект это все дает. И еще интересует: если ставить стабилизатор назад, то он вроде уменьшает дророжный проствет и им можно что-то запеть; так ли это?
Nikola802
На ВАЗ-21113 установлено следующее:
- Распорка чашек передней подвески - алюминиевая Pro.Sport.
- Задний стабилизатор - Техномастер D=12мм.
- Пластины отрицательного развала задних колес от Техномастера.
Эффект? Поставишь - сам посмотришь, но толк действительно есть и денег своих эти вещи стоят.
Машина более собранная в поворотах, отзывчивее на руль. Просвет под задней балкой уменьшается на 15-20 мм, т. к. стабилизатор располагается под ней. Единственный минус если переборщить в повороте со скоростью, машина более резко, чем заводская срывается в занос.
kotsadizt
тожь стоит и то и другое.
распорка стоек особого смысла не имеет, если в повороты не на большой скорости влетать, хотя всё равно кузов меньше ходить должен. О Стабилизаторе двоякое мнение: до того как поставил зад прыгал неравномерно и плавно, после того как поставил стал прыгать весь, чуть-чуть, но жестковато стало... тут как говорица - на любителя. Мне лично нравица. Вот только ещё проставки после зимы сниму нахрен (после 130 зад кидать начинает Mad Лучше бы не ставил... ) и ваще будет супер!
MME
Распорка стоек - вещь, задний стабилизатор - дрянь. Зимой эффект исключительно отрицательный, машина будет как бешеный ослик вести себя в поворотах (задницу начнет таскать, больше ничего), летом - эффект весьма эфемерный, кузов иллюзорно становицца жестче, начинает казаться что машина четче входит в повороты, на самом деле на более или менее приличной скорости начинается банальный снос задницы автомобиля (тем более на мокрой дороге) Короче от заднего стабилизатора вред всегда, тока зимой он гораздо заметнее, а летом - если ездить медленно-медленно, то может показаться что с ним даже лучше, но при малейшем намеке на скорость в повороте получишь снос. Тем толще будет этот стабилизатор - тем больший снос и на меньших скоростях. Если еще короче - хочешь получить иллюзию офигенно жесткой, спортивной и управляемой машины на предельно низких скоростях? - ставь задний стабилизатор. Very Happy
А если по-серьезному - то надо бы кроме распорки передних стоек, еще и распорку задних влепить, вот тогда будет только положительный эффект. А то по городу ездят клоуны - поставят ярко желтый задний стабилизатор, да еще и проставок назад понатыкают, чтоб его сзади едущим водителям лучше видно было - весело... :-D
stelsb
MME, а сзади что за распорка ставиться? Ни разу не видел...
MME
stelsb писал(а):

MME, а сзади что за распорка ставиться? Ни разу не видел...


Не видел ты ее потому, что она сама по себе довольно редкая вещь. Они разные бывают. Конструктивно несколько отличается от передней, там крепление сложнее, да и потяжелее она. На пальцах сложно объяснить. Мона попробовать в инете найти, или у вас должны быть какие-то магазины автотюнинга - там должны знать.
У меня все было проще - была просто вварена труба между ними. Но этот вариант канает тока для тех кому наплевать и кто не собирается никада продавать свою машину. Поэтому не советую. Лучше попробуй покапаться - найдешь. Я их видел вживую на гражданских машинах всего пару раз. В принципе у нас их при желании мона даже на авторынке заказать.
MME
Ты кстати, если решил действительно этим заняться - поищи ее - действительно вещь. Просто самое важное сделать жестче (в частности на кручение) сам кузов машины. - это САМОЕ важное и добиваться этого надо всеми доступными методами. А всякие дополнительные стабилизаторы - дело десятое, а сзади еще и вредное. Спереди не спорю, у самого стоял - вроде как хорошо. Тока перебирать с жесткостью спереди тоже не стоит.

Последний раз редактировалось: MME (20 Января 2006 02:11), всего редактировалось 1 раз
stelsb
Понятно, посмотрим....))
вот ище в инете наткнулся на статью про распорки/стабилизаторы:

Распорка (или растяжка) передней подвески, устанавливаемая между верхними

опорами подвески на так называемые "стаканы" кузова, пришла в широкие

автолюбительские массы из большого спорта. Считается, что она, соединяя

"стаканы" кузова, тем самым увеличивает его жесткость, что положительно

сказывается на управляемости автомобиля.

Однако, на самом ли деле распорка является действенным методом лечения

врожденной вялости автомобилей "десятого" семейства, а также придаёт еще

большую "остроту" "Самарам" - вопрос, однозначного ответа на который вы не

найдете ни в одном учебнике. И спор вокруг распорок длится уже давно. Вот и

мы решили попытаться разобраться в этом вопросе. При этом нами руководило

вовсе не стремление расставить все точки над "i", а исключительно желание

понять для себя - стоит ли "овчинка выделки", либо нет.. Для

профессиональной оценки были приглашены технический директор фирмы

"ТоргМаш-Мотор-спорт", в недавнем прошлом известный автогонщик Владимир

БУЗЛАНОВ, собственный корреспондент журнала "За рулем", инженер-испытатель

Сергей МИШИН и инженер-испытатель Владимир ЛЕГИНСКИЙ. Также в тесте приняли

участие автолюбители. Цель последних была несколько иная - почувствовать,

меняется ли поведение машины в обыденной, привычной для них эксплуатации в

зависимости от того, установлена распорка или нет. При этом если "профи"

гоняли на предельных режимах, на которых в повседневной жизни "нормальные

люди" не ездят, то "любители" - на режимах, близких к реальной эксплуатации.

Испытания проводились на двух автомобилях - ВАЗ-21099 и ВАЗ-2111. Конечно,

эти две модели не являются показательными для всего семейства "восьмерок"

или "десяток". Однако - лиха беда начало. Одним из итогов теста явилось

осознание того, что его необходимо продолжить. На других моделях, на других

режимах. Не заказан путь и другим участникам. Потому мы готовы обсудить этот

вопрос со всеми заинтересованными лицами.

Дабы не подмешивался субъективный фактор, все заезды проводились

"вслепую" - участник теста не знал, установлена на автомобиле распорка или

нет. После первого заезда автомобиль отгонялся "в боксы", "перевооружался" -

и тест повторялся вновь. Поначалу перед испытателем ставилась задача на

основании полученных ощущений определить, в каком случае распорка стояла, а

в каком нет. Однако в процессе проведения теста произошла некоторая

"переоценка ценностей". И необходимо стало не просто определить наличие или

отсутствие распорки, а оценить, насколько изменилось поведение автомобиля и

в какую - лучшую или худшую - сторону, а следовательно, какой из вариантов,

предпочтительнее и почему.

Что касается результатов, полученных профессионалами, то их мнение мы

приводим ниже. Подытоживая же результаты любителей, можно сказать следующее.

Конечно, профессионалами мы себя считаем все. Однако для

среднестатистического водителя наличие либо отсутствие растяжки в обычной

эксплуатации не проявится никак и не скажется на поведении автомобиля.

Очевидный же плюс распорки - при возникновении экстремальной ситуации она,

возможно, позволит даже неопытному водителю удержать автомобиль на дороге,

при этом предельное состояние наступит чуть позже и выйти из него будет

легче. И, быть может, этого "чуть позже" как раз и будет достаточно, чтобы

машину не понесло в занос. Однако надо понимать, что экстремальная ситуация,

о которой идет речь, это высокая скорость автомобиля вкупе с несколькими

резкими рывками руля в одну-другую сторону, а вовсе не распугивание

зазевавшихся прохожих или "слалом" на оживленных городских улицах.

Владимир Бузланов

До испытаний

- Относительно "десятого" автомобиля у меня мнение однозначное. Как только в

98-м году растяжки появились впервые - мы сразу установили на автомобиль,

пока даже не зная, будет какой-либо толк или нет. И поехали в Москву. А на

обратном пути растяжку сняли. Вот тут-то я физиологически ощутил

преимущество растяжки - без нее машина стала "ватная", реакции на руле

замедленные. Это данные, которые я не при помощи какой-либо аппаратуры

ощутил, а чисто субъективно. После этого мы со своими клиентами, которые

понимают в этом, несколько раз пробовали упражняться. Ощущения -

положительные.

Вообще же, тема растяжек вызывает немало споров. Это как педальки

блестящие - их можно установить, а можно считать, что это баловство, - и не

ставить.

После испытаний

ВАЗ 2111

- Основное в подобных тестах -это выработать единые критерии испытаний,

методику. Необходимо заезжать всегда с одной и той же позиции, на одной и

той же скорости. Без распорки движение автомобиля явно монолитнее, хотя он

при этом более задумчив, вальяжен. А вот когда поставили распорку - машина

стала острее, но при этом отчетливо проявился люфт в рулевом, и движения

стали разорванные. Появилось как бы двойное движение -автомобиль на поворот

руля сначала задумывается, а затем резко идет в сторону поворота.

С установленной на автомобиле распоркой максимальная скорость прохождения

на переставке выше, нежели без нее. К тому же исчезает чувство

напряженности. Требуется гораздо меньше усилий, чтобы удержать машину. Если

откинуть в себе спортсмена, то я начинаю осознавать, что без распорки

приятнее. И если бы я непонимал сути процесса, то сделал бы на этом

автомобиле обратный однозначный вывод. Без растяжки, из-за общего снижения

жесткости, - целостное движение. Реакция на руль, хоть и медленная и

задумчивая, но цельная и постоянная. А с растяжкой более острое рулевое, но

проявились его недостатки - из-за люфта появилась задумчивость в первый

момент. Можно констатировать, что распорка выявила дефект рулевого

управления.

ВАЗ 21099

- "Девяносто девятый" автомобиль с распоркой и без нее отличается как небо и

земля. Без распорки на переставке на скорости более 100 км/ч я уже не

пытался выезжать, а с распоркой все легко. С ней машина держится за дорогу,

уверенно проходит трассу. При этом выявился неожиданный эффект - без

распорки явно появился занос задней оси. Заднюю часть автомобиля начинает

очень сильно таскать, а с распоркой все нормально. Хотя вроде при чем тут

зад?

Владимир Легинский

До испытаний

- Поскольку я с поперечиной не ездил, поэтому говорю чисто из теоретических

соображений. Я не понимаю, как она работает. Потому что от боковых сил,

которые действуют и на левое, и на правое колеса, вся эта замкнутая система

"дорога - колеса -верхняя опора стоек" будет складываться, как

параллелограмм. И что есть эта поперечина, что ее нет - я физики здесь не

понимаю. Поэтому мое мнение, что она не работает. А ставить только ради

того, чтобы она была, - такой постановки вопроса я не приемлю. Единственно,

в чем распорка может проявить себя, - это при "прыжках", когда со временем

кузов начинает "вести", и верхние опоры под действием именно вертикальных

сил могут как-то смещаться. Может быть, во время теста я что-то и

почувствую.

После испытаний

ВАЗ 21О99

- Как мне показалось, и один и другой варианты примерно одинаковы. Я искал

разницу в запаздывании реакции на рывок руля. Но разница эта практически

незаметна. Наличие же распорки больше сказывается, как ни странно, в заносе

задней оси при выполнении маневров типа переставки, змейки. Хотя занос

задней оси чувствуется в обоих вариантах: что с распоркой, что без нее.

ВАЗ 2111

- На этом автомобиле я также пытался уловить разницу в реакции на рывок

руля. Однако по запаздыванию реакции результаты практически одинаковые в

обоих вариантах. "Вылезло" же совсем другое, а именно, занос задней оси. Без

поперечины занос задней оси наступает быстрее. Не могу сказать, почему. Мое

мнение после теста - обойтись можно и без распорки, все равно - все мы

гонщики на час. Хотя если говорить о безопасности, то, в принципе, пожалуй,

можно потратиться на распорку, исходя из соображения, что автомобиль во

внештатной ситуации будет более безопасным. И если вдруг где-то на трассе

нужно будет сделать переставку в критической ситуации,то,по крайней мере, в

занос машина пойдет позже.

Сергей Мишин

До испытаний

- Опыта езды с распоркой нет, однако свое мнение сказать могу. Я так

понимаю - распорки, в общем, для обычной езды не нужны. И тем более они не

нужны для "восьмерки". Потому что у "восьмерок - девяток" и так реакция на

руль просто сумасшедшая. На скорости свыше ста тридцати - не дай тебе Бог

отвлечься хоть на полсекунды. Чуть рулем пошевелил - она сразу

"выпрыгивает". В принципе, ставят распорки спортсмены, которые ездят на

"кольце", в ралли. То есть там, где нагрузки превышают те, при которых

автомобиль должен нормально эксплуатироваться. И распорки дают там очень

маленький процент, который частнику будет вообще не заметен, тем более при

обычной повседневной езде. Если они и работают, то чуть-чуть.

На "десятке", в моем понимании, она, быть может, даст чуть больше. Но,

опять же, нужна ли она повседневному потребителю? Это давний спор. Мое

мнение - нет. И вообще, нужна ли растяжка как средство лечения "десятки"?

Да, я согласен, что такого кайфа от прохождения поворотов у "десятки" нет.

Но частнику это надо? И достигается весь этот кайф тем, что от водителя .

требуются высокие профессиональные навыки, это во-первых. Во-вторых, ему

надо работать и при этом напрягаться. Я бы не побоялся такого сравнения: ВАЗ

2109 - это "БМВ", а ВАЗ 2110 - "Мерседес", такой вальяжный. И нужен он тем

людям, которые говорят: "А я триста километров в день проезжаю и при этом

должен дела делать, а не кайфом заниматься".

К тому же надо понимать, что стоит за желанием "лечить" управляемость на

"десятке". В подвеске всегда существует компромисс между управляемостью и

плавностью хода. И все ужесточения угловой жесткости подвески приводят к

тому, что у машины чуть больше скорость в повороте, но она резче срывается в

занос. Это как с резиной. У одной шины предельная скорость в повороте

меньше, но она нарастает плавно, растянуто, машина начинает повизгивать,

скользить, не срываясь в занос. А есть шина, у которой скорость выше. Но

поскольку она резче срывается, то частнику - для повседневной езды вряд ли

это понравится.

После испытаний

ВАЗ 21О99

- В нормальной повседневной езде распорка как бы и не проявляет себя.

Начинает же она работать в предельных режимах, близких к экстремальным. На

первый рывок руля машина реагирует практически одинаково, что с распоркой,

что без нее. Подвеска отрабатывает, справляется, а вот второй, третий

поворот руля -когда кузов начинает "закручиваться" - тогда-то и проявляются

различия. Распорка начинает работать. На переставке без распорки крены

больше - это однозначно, а еще - склонность к заносу автомобиля. Совершенно

очевидно, что это плохо. Значит, "девяносто девятому" автомобилю распорка

нужна, потому как она убирает склонность к заносу. Про ВАЗ-21093 вообще

ничего сейчас сказать нельзя. Самое выигрышное для частника - это то, что

занос у "девятки" наступает по-иному, чем на ВАЗ-21099. И я думаю, что на

"девятке", в принципе, растяжка и не нужна. Здесь мое мнение совпадает с

первоначальным. А использование распорки на "девятке" позволяет уйти в спорт

(это когда надо переложить автомобиль из одного поворота в другой) -

своеобразное повышение "боевитости" автомобиля.

ВАЗ 2111

- На этой машине ценности немножко изменились. Если на "девяносто девятой"

по первому рывку руля реакция была одинакова, а разница заметна в кренах при

перекладывании машины, то здесь разница чуть-чуть есть в рывке. Но она

совсем маленькая. С-распоркой автомобиль более четко реагирует на руль. Но,

повторяю, что разница очень мала. По кренам ситуация практически одинаковая.

Что касается заноса, то с распоркой он более мягкий, не неожиданный, но

наступает при меньшей скорости. А без распорки скорость заноса чуть выше, но

он наступает резче. А известно, что для человека страшно не само предельное

состояние, а именно то, что оно наступает неожиданно. Экстраполировать

результаты на "десятку" - очень сложно. Она чуть менее валкая, чем

"одиннадцатая", и занос там более четкий. У "десятки" своя специфика - это

как бы врожденная ее особенность - она вообще задумчива на первый рывок

руля. Думаю, что распорка позволит эту задумчивость слегка поправить. Надо

пробовать на "десятке". Впрочем, как и на "двенадцатой" тоже - разные типы

кузовов, разные моменты инерции.

Без теории нет практики

Современные методы расчета позволяют проанализировать поведение автомобиля

при помощи математической модели. К примеру, с распоркой, устанавливаемой в

моторном отсеке на "стаканы" крепления передней подвески автомобилей

"восьмого" и "десятого" семейств. Результаты компьютерного анализа

матмоделей автомобилей показывают, что распорка в том виде, в котором она

устанавливается сейчас, не влияет на "крутильную жесткость" кузова

автомобиля. Понять, о чем здесь и далее пойдет речь, будет невозможно без

некоторых теоретических основ. Крутильная жесткость кузова - это

сопротивление закручиванию кузова вдоль продольной оси. При движении

автомобиля закручивание кузова происходит постоянно - при наезде одним

колесом на камень, кочку, бордюр или при поддомкра-чивании одного колеса.

Вообще, при проектировании автомобиля принято учитывать три вида жесткостей

кузова: жесткость при кручении (о ней сказано выше), а также продольную и

поперечную жесткости. На "АВТОВАЗе" основное внимание уделяется контролю

крутильной (как наиболее ответственной с точки зрения безопасности) и

продольной жесткостям кузова. Поперечная же еще с фиатовских времен, т.е. с

автомобиля ВАЗ-2101, была всегда достаточно большой. Продолжая тему

распорок, следует отметить, что теоретически можно выделить как

положительные, так и отрицательные моменты при их применении. С уверенностью

можно сказать, что передняя распорка повышает поперечную жесткость кузова в

зоне крепления передней подвески. Хотя чисто теоретически повышение

жесткости кузова в передней части может нарушить жесткостной баланс и

привести к появлению трещин в зоне перепада жесткостей кузова. Что касается

устойчивости и управляемости автомобиля с установленной распоркой, то при

обычной езде ее действие будет незначительным, а значит, и незаметным.

Сильные боковые реакции в верхней опоре передней подвески возникают при

движении автомобиля в экстремальных режимах на большой скорости -в повороте,

переставке или змейкой. В подобные критические моменты разгруженное переднее

колесо проскальзывает (что поделать, и на него также распространяются законы

физики) в боковом направлении, и вся боковая нагрузка переходит на одну

стойку и, соответственно, на одну верхнюю опору и один стакан. Перемещение

же верхней точки стойки будет зависеть от поперечной жесткости верхней опоры

и жесткости "стакана" в поперечном направлении. При недостаточной жесткости

этих элементов нарушается геометрия колес (развал и схождение), и, как

следствие, ухудшается мгновенная управляемость и устойчивость автомобиля.

При установке распорке жесткость стоек в поперечном направлении удваивается

за счет включения в силовую работу второй стойки, а значит, уменьшается их

наклон. Эффективность работы распорки будет зависеть от соотношения

жесткости верхней опоры и жесткости наклона "стакана" в поперечном

направлении. Если жесткость "стакана" невелика (другими словами, кузов

обладает недостаточной жесткостью), то в этом случае установка распорки

будет иметь смысл - смещение подвески с установленной распоркой уменьшается

на 25%. На такую же величину, соответственно, увеличится и жесткость

кузова - достаточно хороший прирост. В-случае же, если кузов сам по себе

обладает высокой жесткостью, ее прирост с установленной распоркой будет

незначительным и составит порядка 10%. Таким образом, мы видим, что

эффективность работы распорки на 'изначально жестком кузове в два с

половиной раза ниже, нежели на кузове, обладающем недостаточной жесткостью.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Во-первых,

распорка наиболее актуальна именно в спорте, а не в повседневной

эксплуатации. Кроме того, совместно с распоркой желательно устанавливать

верхние опоры с большой жесткостью в поперечном направлении. Однако

последнее обстоятельство вполне может привести к ухудшению комфорта из-за

усиливающихся вибраций. Что касается актуального для обычного "русского" (в

смысле водителя, а не пива) вопроса "иметь или не иметь", то можно сказать,

что особого вреда передняя распорка при ее установке на автомобили

"восьмого" и "десятого" семейств не окажет. Регулируемая распорка -вопрос

еще более тонкий, поскольку здесь требуется ну очень точная настройка. Что

возможно в спорте, но практически нереально для частника. И раз мы затронули

столь актуальную тему, то нельзя не сказать несколько слов и о некооторых

других элементах подвески.

Распорка задней подвески

Распорка на задней подвеске для семейств -2108 и -2110 не актуальна, т.к.

при типе подвески, используемом на этих автомобилях, боковые нагрузки не

передаются на опоры задних пружин.

Стабилизатор передней подвески

Стабилизатор делает колеса "зависимыми" в вертикальном направлении.

Положительные моменты установки "десятого" стабилизатора на "Самары":

- уменьшается крен автомобиля на поворотах из-за большой жесткости

стабилизатора;

- на крутых виражах центр тяжести становится ниже, что способствует

повышению устойчивости от переворачивания;

- положительно влияет на стабильность геометрии колес (развал-схождение) при

резких маневрах.

Отрицательные моменты:

- возможно пробуксовывание разгруженного ведущего колеса при движении в

повороте в "натяг", а это значит, что ухудшается управляемость. Поэтому

совместно с более жестким стабилизатором особо ретивым рекомендуется делать

блокировку колес в коробке передач;

- ухудшение комфорта из-за более жесткого прохождения неровностей, а кроме

того, увеличивается нагрузка на подшипники ступицы;

- увеличение нагрузок в зоне крепления стабилизатора к кузову, что ведет к

уменьшению ресурса кузова.

При установке более жесткого стабилизатора передней подвески увеличивается

жесткость на кручение передка кузова, но это приращение незначительно. А

потому в этом случае устанавливать дополнительный задний стабилизатор не

требуется.

Стабилизатор задней подвески

Здесь можно вести речь только о дополнительном стабилизаторе задней

подвески, поскольку достаточно мощный стабилизатор у "восьмого" и "десятого"

семейств есть в штатном исполнении: это балка задней подвески. Она является

достаточно мощным поперечным элементом, который влияет на крутильную

жесткость кузова автомобиля. Положительные и отрицательные моменты

дополнительного заднего стабилизатора совпадают с описанием более жесткого

переднего стабилизатора, за исключением пробуксовки, т.к. задние колеса не

являются ведущими.

И повторимся - ездить с дополнительным стабилизатором удобнее только по

ровным дорогам, т.к. на кочках вы в полной мере ощутите дискомфорт. На

основании вышесказанного позволим следующий вывод в отношении

стабилизаторов: не рекомендуется ничего менять взамен штатных узлов и

ставить дополнительные элементы, если вы не спортсмен и хотите, чтобы ваш

автомобиль ездил долго.

Жесткость кузова автомобиля на кручение

Все, наверное, замечали на "Самарах" подкливание дверей при поддомкрачивании

или остановке одним колесом на возвышении (к примеру, на бордюре). Отчего

это происходит? Здесь мы подошли к одному из наиболее важных свойств

кузова - сопротивлению закручиванию. Это параметр, который в первую очередь

контролируется при проектировании кузова. В мире наблюдается тенденция

увеличения крутильной жесткости кузова. Что же дает большая крутильная

жесткость кузова? Во-первых, свободное открывание дверей при эксплуатации

(примеры из эксплуатации мы уже упоминали выше). Во-вторых, уменьшаются

скрипы и шумы передней панели, полок, обивок и т.д. В-третьих, увеличивается

долговечность кузова за счет уменьшения общего уровня напряжений в

конструкции. Соответственно, можно увеличивать загрузку автомобиля: набил

запчастями - и в дальний путь, и при этом не нужно "спихивать" машину уже

после года эксплуатации. И, наконец, улучшение комфорта за счет разнесения

собственных частот двигателя, подвески и элементов кузова. Качественней и

проще это можно сделать на кузове с большей крутильной жесткостью.

На "АВТОВАЗе", вернее, в дирекции по техническому развитию работы по

выявлению принципиальных способов повышения крутильной жесткости кузова

проводились и проводятся на математических моделях с применением

компьютерного анализа.

Влияние на крутильную жесткость ветрового стекла

Приклейка ветрового стекла дает увеличение крутильной жесткости от 20% до

40% (ВАЗ-2110, ВАЗ-2123, ВАЗ-111. Например: крутильная жесткость кузова

ВАЗ-2110 в два раза больше, чем у ВАЗ-21099. Именно поэтому важно, чтобы

разбитое ветровое стекло на вашей "десятке" было приклеено специалистами.

Влияние на крутильную жесткость различных усилителей кузова

Подобная работа также проводилась в дирекции по техническому развитию. При

этом основная цель, которую преследовали конструкторы, - получение

максимально возможной крутильной жесткости кузова при наименьшем весе. Не

будем подробно рассматривать все нюансы подобной работы, тем более что их

описание займет не одну страницу. Отметим лишь, что в ближайшее время могут

появиться усилители, устанавливаемые дополнительно на модели "ВАЗ", для

повышения крутильной жесткости. Практика показывает, что наиболее слабой

частью вазовских кузовов является задок. Поэтому больше шансов, что кузов не

развалится, если дополнительный усилитель будет устанавливаться в задней

части кузова автомобиля. Однако, примеряя какую-либо из схем "на себя", не

следует забывать, что кузов - штука тонкая. И его жесткость должна быть

сбалансирована. В противном случае он может развалиться гораздо раньше, чем

вы успеете моргнуть глазом.
stelsb
Понятно, посмотрим....))
вот ище в инете наткнулся на статью про распорки/стабилизаторы:

Распорка (или растяжка) передней подвески, устанавливаемая между верхними

опорами подвески на так называемые "стаканы" кузова, пришла в широкие

автолюбительские массы из большого спорта. Считается, что она, соединяя

"стаканы" кузова, тем самым увеличивает его жесткость, что положительно

сказывается на управляемости автомобиля.

Однако, на самом ли деле распорка является действенным методом лечения

врожденной вялости автомобилей "десятого" семейства, а также придаёт еще

большую "остроту" "Самарам" - вопрос, однозначного ответа на который вы не

найдете ни в одном учебнике. И спор вокруг распорок длится уже давно. Вот и

мы решили попытаться разобраться в этом вопросе. При этом нами руководило

вовсе не стремление расставить все точки над "i", а исключительно желание

понять для себя - стоит ли "овчинка выделки", либо нет.. Для

профессиональной оценки были приглашены технический директор фирмы

"ТоргМаш-Мотор-спорт", в недавнем прошлом известный автогонщик Владимир

БУЗЛАНОВ, собственный корреспондент журнала "За рулем", инженер-испытатель

Сергей МИШИН и инженер-испытатель Владимир ЛЕГИНСКИЙ. Также в тесте приняли

участие автолюбители. Цель последних была несколько иная - почувствовать,

меняется ли поведение машины в обыденной, привычной для них эксплуатации в

зависимости от того, установлена распорка или нет. При этом если "профи"

гоняли на предельных режимах, на которых в повседневной жизни "нормальные

люди" не ездят, то "любители" - на режимах, близких к реальной эксплуатации.

Испытания проводились на двух автомобилях - ВАЗ-21099 и ВАЗ-2111. Конечно,

эти две модели не являются показательными для всего семейства "восьмерок"

или "десяток". Однако - лиха беда начало. Одним из итогов теста явилось

осознание того, что его необходимо продолжить. На других моделях, на других

режимах. Не заказан путь и другим участникам. Потому мы готовы обсудить этот

вопрос со всеми заинтересованными лицами.

Дабы не подмешивался субъективный фактор, все заезды проводились

"вслепую" - участник теста не знал, установлена на автомобиле распорка или

нет. После первого заезда автомобиль отгонялся "в боксы", "перевооружался" -

и тест повторялся вновь. Поначалу перед испытателем ставилась задача на

основании полученных ощущений определить, в каком случае распорка стояла, а

в каком нет. Однако в процессе проведения теста произошла некоторая

"переоценка ценностей". И необходимо стало не просто определить наличие или

отсутствие распорки, а оценить, насколько изменилось поведение автомобиля и

в какую - лучшую или худшую - сторону, а следовательно, какой из вариантов,

предпочтительнее и почему.

Что касается результатов, полученных профессионалами, то их мнение мы

приводим ниже. Подытоживая же результаты любителей, можно сказать следующее.

Конечно, профессионалами мы себя считаем все. Однако для

среднестатистического водителя наличие либо отсутствие растяжки в обычной

эксплуатации не проявится никак и не скажется на поведении автомобиля.

Очевидный же плюс распорки - при возникновении экстремальной ситуации она,

возможно, позволит даже неопытному водителю удержать автомобиль на дороге,

при этом предельное состояние наступит чуть позже и выйти из него будет

легче. И, быть может, этого "чуть позже" как раз и будет достаточно, чтобы

машину не понесло в занос. Однако надо понимать, что экстремальная ситуация,

о которой идет речь, это высокая скорость автомобиля вкупе с несколькими

резкими рывками руля в одну-другую сторону, а вовсе не распугивание

зазевавшихся прохожих или "слалом" на оживленных городских улицах.

Владимир Бузланов

До испытаний

- Относительно "десятого" автомобиля у меня мнение однозначное. Как только в

98-м году растяжки появились впервые - мы сразу установили на автомобиль,

пока даже не зная, будет какой-либо толк или нет. И поехали в Москву. А на

обратном пути растяжку сняли. Вот тут-то я физиологически ощутил

преимущество растяжки - без нее машина стала "ватная", реакции на руле

замедленные. Это данные, которые я не при помощи какой-либо аппаратуры

ощутил, а чисто субъективно. После этого мы со своими клиентами, которые

понимают в этом, несколько раз пробовали упражняться. Ощущения -

положительные.

Вообще же, тема растяжек вызывает немало споров. Это как педальки

блестящие - их можно установить, а можно считать, что это баловство, - и не

ставить.

После испытаний

ВАЗ 2111

- Основное в подобных тестах -это выработать единые критерии испытаний,

методику. Необходимо заезжать всегда с одной и той же позиции, на одной и

той же скорости. Без распорки движение автомобиля явно монолитнее, хотя он

при этом более задумчив, вальяжен. А вот когда поставили распорку - машина

стала острее, но при этом отчетливо проявился люфт в рулевом, и движения

стали разорванные. Появилось как бы двойное движение -автомобиль на поворот

руля сначала задумывается, а затем резко идет в сторону поворота.

С установленной на автомобиле распоркой максимальная скорость прохождения

на переставке выше, нежели без нее. К тому же исчезает чувство

напряженности. Требуется гораздо меньше усилий, чтобы удержать машину. Если

откинуть в себе спортсмена, то я начинаю осознавать, что без распорки

приятнее. И если бы я непонимал сути процесса, то сделал бы на этом

автомобиле обратный однозначный вывод. Без растяжки, из-за общего снижения

жесткости, - целостное движение. Реакция на руль, хоть и медленная и

задумчивая, но цельная и постоянная. А с растяжкой более острое рулевое, но

проявились его недостатки - из-за люфта появилась задумчивость в первый

момент. Можно констатировать, что распорка выявила дефект рулевого

управления.

ВАЗ 21099

- "Девяносто девятый" автомобиль с распоркой и без нее отличается как небо и

земля. Без распорки на переставке на скорости более 100 км/ч я уже не

пытался выезжать, а с распоркой все легко. С ней машина держится за дорогу,

уверенно проходит трассу. При этом выявился неожиданный эффект - без

распорки явно появился занос задней оси. Заднюю часть автомобиля начинает

очень сильно таскать, а с распоркой все нормально. Хотя вроде при чем тут

зад?

Владимир Легинский

До испытаний

- Поскольку я с поперечиной не ездил, поэтому говорю чисто из теоретических

соображений. Я не понимаю, как она работает. Потому что от боковых сил,

которые действуют и на левое, и на правое колеса, вся эта замкнутая система

"дорога - колеса -верхняя опора стоек" будет складываться, как

параллелограмм. И что есть эта поперечина, что ее нет - я физики здесь не

понимаю. Поэтому мое мнение, что она не работает. А ставить только ради

того, чтобы она была, - такой постановки вопроса я не приемлю. Единственно,

в чем распорка может проявить себя, - это при "прыжках", когда со временем

кузов начинает "вести", и верхние опоры под действием именно вертикальных

сил могут как-то смещаться. Может быть, во время теста я что-то и

почувствую.

После испытаний

ВАЗ 21О99

- Как мне показалось, и один и другой варианты примерно одинаковы. Я искал

разницу в запаздывании реакции на рывок руля. Но разница эта практически

незаметна. Наличие же распорки больше сказывается, как ни странно, в заносе

задней оси при выполнении маневров типа переставки, змейки. Хотя занос

задней оси чувствуется в обоих вариантах: что с распоркой, что без нее.

ВАЗ 2111

- На этом автомобиле я также пытался уловить разницу в реакции на рывок

руля. Однако по запаздыванию реакции результаты практически одинаковые в

обоих вариантах. "Вылезло" же совсем другое, а именно, занос задней оси. Без

поперечины занос задней оси наступает быстрее. Не могу сказать, почему. Мое

мнение после теста - обойтись можно и без распорки, все равно - все мы

гонщики на час. Хотя если говорить о безопасности, то, в принципе, пожалуй,

можно потратиться на распорку, исходя из соображения, что автомобиль во

внештатной ситуации будет более безопасным. И если вдруг где-то на трассе

нужно будет сделать переставку в критической ситуации,то,по крайней мере, в

занос машина пойдет позже.

Сергей Мишин

До испытаний

- Опыта езды с распоркой нет, однако свое мнение сказать могу. Я так

понимаю - распорки, в общем, для обычной езды не нужны. И тем более они не

нужны для "восьмерки". Потому что у "восьмерок - девяток" и так реакция на

руль просто сумасшедшая. На скорости свыше ста тридцати - не дай тебе Бог

отвлечься хоть на полсекунды. Чуть рулем пошевелил - она сразу

"выпрыгивает". В принципе, ставят распорки спортсмены, которые ездят на

"кольце", в ралли. То есть там, где нагрузки превышают те, при которых

автомобиль должен нормально эксплуатироваться. И распорки дают там очень

маленький процент, который частнику будет вообще не заметен, тем более при

обычной повседневной езде. Если они и работают, то чуть-чуть.

На "десятке", в моем понимании, она, быть может, даст чуть больше. Но,

опять же, нужна ли она повседневному потребителю? Это давний спор. Мое

мнение - нет. И вообще, нужна ли растяжка как средство лечения "десятки"?

Да, я согласен, что такого кайфа от прохождения поворотов у "десятки" нет.

Но частнику это надо? И достигается весь этот кайф тем, что от водителя .

требуются высокие профессиональные навыки, это во-первых. Во-вторых, ему

надо работать и при этом напрягаться. Я бы не побоялся такого сравнения: ВАЗ

2109 - это "БМВ", а ВАЗ 2110 - "Мерседес", такой вальяжный. И нужен он тем

людям, которые говорят: "А я триста километров в день проезжаю и при этом

должен дела делать, а не кайфом заниматься".

К тому же надо понимать, что стоит за желанием "лечить" управляемость на

"десятке". В подвеске всегда существует компромисс между управляемостью и

плавностью хода. И все ужесточения угловой жесткости подвески приводят к

тому, что у машины чуть больше скорость в повороте, но она резче срывается в

занос. Это как с резиной. У одной шины предельная скорость в повороте

меньше, но она нарастает плавно, растянуто, машина начинает повизгивать,

скользить, не срываясь в занос. А есть шина, у которой скорость выше. Но

поскольку она резче срывается, то частнику - для повседневной езды вряд ли

это понравится.

После испытаний

ВАЗ 21О99

- В нормальной повседневной езде распорка как бы и не проявляет себя.

Начинает же она работать в предельных режимах, близких к экстремальным. На

первый рывок руля машина реагирует практически одинаково, что с распоркой,

что без нее. Подвеска отрабатывает, справляется, а вот второй, третий

поворот руля -когда кузов начинает "закручиваться" - тогда-то и проявляются

различия. Распорка начинает работать. На переставке без распорки крены

больше - это однозначно, а еще - склонность к заносу автомобиля. Совершенно

очевидно, что это плохо. Значит, "девяносто девятому" автомобилю распорка

нужна, потому как она убирает склонность к заносу. Про ВАЗ-21093 вообще

ничего сейчас сказать нельзя. Самое выигрышное для частника - это то, что

занос у "девятки" наступает по-иному, чем на ВАЗ-21099. И я думаю, что на

"девятке", в принципе, растяжка и не нужна. Здесь мое мнение совпадает с

первоначальным. А использование распорки на "девятке" позволяет уйти в спорт

(это когда надо переложить автомобиль из одного поворота в другой) -

своеобразное повышение "боевитости" автомобиля.

ВАЗ 2111

- На этой машине ценности немножко изменились. Если на "девяносто девятой"

по первому рывку руля реакция была одинакова, а разница заметна в кренах при

перекладывании машины, то здесь разница чуть-чуть есть в рывке. Но она

совсем маленькая. С-распоркой автомобиль более четко реагирует на руль. Но,

повторяю, что разница очень мала. По кренам ситуация практически одинаковая.

Что касается заноса, то с распоркой он более мягкий, не неожиданный, но

наступает при меньшей скорости. А без распорки скорость заноса чуть выше, но

он наступает резче. А известно, что для человека страшно не само предельное

состояние, а именно то, что оно наступает неожиданно. Экстраполировать

результаты на "десятку" - очень сложно. Она чуть менее валкая, чем

"одиннадцатая", и занос там более четкий. У "десятки" своя специфика - это

как бы врожденная ее особенность - она вообще задумчива на первый рывок

руля. Думаю, что распорка позволит эту задумчивость слегка поправить. Надо

пробовать на "десятке". Впрочем, как и на "двенадцатой" тоже - разные типы

кузовов, разные моменты инерции.

Без теории нет практики

Современные методы расчета позволяют проанализировать поведение автомобиля

при помощи математической модели. К примеру, с распоркой, устанавливаемой в

моторном отсеке на "стаканы" крепления передней подвески автомобилей

"восьмого" и "десятого" семейств. Результаты компьютерного анализа

матмоделей автомобилей показывают, что распорка в том виде, в котором она

устанавливается сейчас, не влияет на "крутильную жесткость" кузова

автомобиля. Понять, о чем здесь и далее пойдет речь, будет невозможно без

некоторых теоретических основ. Крутильная жесткость кузова - это

сопротивление закручиванию кузова вдоль продольной оси. При движении

автомобиля закручивание кузова происходит постоянно - при наезде одним

колесом на камень, кочку, бордюр или при поддомкра-чивании одного колеса.

Вообще, при проектировании автомобиля принято учитывать три вида жесткостей

кузова: жесткость при кручении (о ней сказано выше), а также продольную и

поперечную жесткости. На "АВТОВАЗе" основное внимание уделяется контролю

крутильной (как наиболее ответственной с точки зрения безопасности) и

продольной жесткостям кузова. Поперечная же еще с фиатовских времен, т.е. с

автомобиля ВАЗ-2101, была всегда достаточно большой. Продолжая тему

распорок, следует отметить, что теоретически можно выделить как

положительные, так и отрицательные моменты при их применении. С уверенностью

можно сказать, что передняя распорка повышает поперечную жесткость кузова в

зоне крепления передней подвески. Хотя чисто теоретически повышение

жесткости кузова в передней части может нарушить жесткостной баланс и

привести к появлению трещин в зоне перепада жесткостей кузова. Что касается

устойчивости и управляемости автомобиля с установленной распоркой, то при

обычной езде ее действие будет незначительным, а значит, и незаметным.

Сильные боковые реакции в верхней опоре передней подвески возникают при

движении автомобиля в экстремальных режимах на большой скорости -в повороте,

переставке или змейкой. В подобные критические моменты разгруженное переднее

колесо проскальзывает (что поделать, и на него также распространяются законы

физики) в боковом направлении, и вся боковая нагрузка переходит на одну

стойку и, соответственно, на одну верхнюю опору и один стакан. Перемещение

же верхней точки стойки будет зависеть от поперечной жесткости верхней опоры

и жесткости "стакана" в поперечном направлении. При недостаточной жесткости

этих элементов нарушается геометрия колес (развал и схождение), и, как

следствие, ухудшается мгновенная управляемость и устойчивость автомобиля.

При установке распорке жесткость стоек в поперечном направлении удваивается

за счет включения в силовую работу второй стойки, а значит, уменьшается их

наклон. Эффективность работы распорки будет зависеть от соотношения

жесткости верхней опоры и жесткости наклона "стакана" в поперечном

направлении. Если жесткость "стакана" невелика (другими словами, кузов

обладает недостаточной жесткостью), то в этом случае установка распорки

будет иметь смысл - смещение подвески с установленной распоркой уменьшается

на 25%. На такую же величину, соответственно, увеличится и жесткость

кузова - достаточно хороший прирост. В-случае же, если кузов сам по себе

обладает высокой жесткостью, ее прирост с установленной распоркой будет

незначительным и составит порядка 10%. Таким образом, мы видим, что

эффективность работы распорки на 'изначально жестком кузове в два с

половиной раза ниже, нежели на кузове, обладающем недостаточной жесткостью.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Во-первых,

распорка наиболее актуальна именно в спорте, а не в повседневной

эксплуатации. Кроме того, совместно с распоркой желательно устанавливать

верхние опоры с большой жесткостью в поперечном направлении. Однако

последнее обстоятельство вполне может привести к ухудшению комфорта из-за

усиливающихся вибраций. Что касается актуального для обычного "русского" (в

смысле водителя, а не пива) вопроса "иметь или не иметь", то можно сказать,

что особого вреда передняя распорка при ее установке на автомобили

"восьмого" и "десятого" семейств не окажет. Регулируемая распорка -вопрос

еще более тонкий, поскольку здесь требуется ну очень точная настройка. Что

возможно в спорте, но практически нереально для частника. И раз мы затронули

столь актуальную тему, то нельзя не сказать несколько слов и о некооторых

других элементах подвески.

Распорка задней подвески

Распорка на задней подвеске для семейств -2108 и -2110 не актуальна, т.к.

при типе подвески, используемом на этих автомобилях, боковые нагрузки не

передаются на опоры задних пружин.

Стабилизатор передней подвески

Стабилизатор делает колеса "зависимыми" в вертикальном направлении.

Положительные моменты установки "десятого" стабилизатора на "Самары":

- уменьшается крен автомобиля на поворотах из-за большой жесткости

стабилизатора;

- на крутых виражах центр тяжести становится ниже, что способствует

повышению устойчивости от переворачивания;

- положительно влияет на стабильность геометрии колес (развал-схождение) при

резких маневрах.

Отрицательные моменты:

- возможно пробуксовывание разгруженного ведущего колеса при движении в

повороте в "натяг", а это значит, что ухудшается управляемость. Поэтому

совместно с более жестким стабилизатором особо ретивым рекомендуется делать

блокировку колес в коробке передач;

- ухудшение комфорта из-за более жесткого прохождения неровностей, а кроме

того, увеличивается нагрузка на подшипники ступицы;

- увеличение нагрузок в зоне крепления стабилизатора к кузову, что ведет к

уменьшению ресурса кузова.

При установке более жесткого стабилизатора передней подвески увеличивается

жесткость на кручение передка кузова, но это приращение незначительно. А

потому в этом случае устанавливать дополнительный задний стабилизатор не

требуется.

Стабилизатор задней подвески

Здесь можно вести речь только о дополнительном стабилизаторе задней

подвески, поскольку достаточно мощный стабилизатор у "восьмого" и "десятого"

семейств есть в штатном исполнении: это балка задней подвески. Она является

достаточно мощным поперечным элементом, который влияет на крутильную

жесткость кузова автомобиля. Положительные и отрицательные моменты

дополнительного заднего стабилизатора совпадают с описанием более жесткого

переднего стабилизатора, за исключением пробуксовки, т.к. задние колеса не

являются ведущими.

И повторимся - ездить с дополнительным стабилизатором удобнее только по

ровным дорогам, т.к. на кочках вы в полной мере ощутите дискомфорт. На

основании вышесказанного позволим следующий вывод в отношении

стабилизаторов: не рекомендуется ничего менять взамен штатных узлов и

ставить дополнительные элементы, если вы не спортсмен и хотите, чтобы ваш

автомобиль ездил долго.

Жесткость кузова автомобиля на кручение

Все, наверное, замечали на "Самарах" подкливание дверей при поддомкрачивании

или остановке одним колесом на возвышении (к примеру, на бордюре). Отчего

это происходит? Здесь мы подошли к одному из наиболее важных свойств

кузова - сопротивлению закручиванию. Это параметр, который в первую очередь

контролируется при проектировании кузова. В мире наблюдается тенденция

увеличения крутильной жесткости кузова. Что же дает большая крутильная

жесткость кузова? Во-первых, свободное открывание дверей при эксплуатации

(примеры из эксплуатации мы уже упоминали выше). Во-вторых, уменьшаются

скрипы и шумы передней панели, полок, обивок и т.д. В-третьих, увеличивается

долговечность кузова за счет уменьшения общего уровня напряжений в

конструкции. Соответственно, можно увеличивать загрузку автомобиля: набил

запчастями - и в дальний путь, и при этом не нужно "спихивать" машину уже

после года эксплуатации. И, наконец, улучшение комфорта за счет разнесения

собственных частот двигателя, подвески и элементов кузова. Качественней и

проще это можно сделать на кузове с большей крутильной жесткостью.

На "АВТОВАЗе", вернее, в дирекции по техническому развитию работы по

выявлению принципиальных способов повышения крутильной жесткости кузова

проводились и проводятся на математических моделях с применением

компьютерного анализа.

Влияние на крутильную жесткость ветрового стекла

Приклейка ветрового стекла дает увеличение крутильной жесткости от 20% до

40% (ВАЗ-2110, ВАЗ-2123, ВАЗ-111. Например: крутильная жесткость кузова

ВАЗ-2110 в два раза больше, чем у ВАЗ-21099. Именно поэтому важно, чтобы

разбитое ветровое стекло на вашей "десятке" было приклеено специалистами.

Влияние на крутильную жесткость различных усилителей кузова

Подобная работа также проводилась в дирекции по техническому развитию. При

этом основная цель, которую преследовали конструкторы, - получение

максимально возможной крутильной жесткости кузова при наименьшем весе. Не

будем подробно рассматривать все нюансы подобной работы, тем более что их

описание займет не одну страницу. Отметим лишь, что в ближайшее время могут

появиться усилители, устанавливаемые дополнительно на модели "ВАЗ", для

повышения крутильной жесткости. Практика показывает, что наиболее слабой

частью вазовских кузовов является задок. Поэтому больше шансов, что кузов не

развалится, если дополнительный усилитель будет устанавливаться в задней

части кузова автомобиля. Однако, примеряя какую-либо из схем "на себя", не

следует забывать, что кузов - штука тонкая. И его жесткость должна быть

сбалансирована. В противном случае он может развалиться гораздо раньше, чем

вы успеете моргнуть глазом.
Wisky
Народ, с сам никто не пробовал подобную распорку делать?
Мне бы чертежиком разжиться?
M.F.
MME писал(а):

Ты кстати, если решил действительно этим заняться - поищи ее - действительно вещь. Просто самое важное сделать жестче (в частности на кручение) сам кузов машины. - это САМОЕ важное и добиваться этого надо всеми доступными методами. А всякие дополнительные стабилизаторы - дело десятое, а сзади еще и вредное. Спереди не спорю, у самого стоял - вроде как хорошо. Тока перебирать с жесткостью спереди тоже не стоит.



День добрый MME.
Слушай у меня вот какой вопрос: знаю что усилители кузова (рамка либо растяжка) очень положительно влияют на поведение машин с кузовом 2112, но часто говорят, что на кузов 2110 такого положительного влияния почти нет! Какое твоё мнение по этому поводу? А то я как-то пару месяцев назад присмотрел себе растяжку между задними стойками, а потом меня как-то отговорили от неё ... мол только лишний вес добавляет, а толку практически никакого.
stelsb
Распорка не так уж много весит, чтобы отказываться от ее установки, тогда уж лучше ездить с запасом топлива литров 10 :grin: .
Вроде бы существую распорки на 10ку в виде прямоугольника, который вставляется между задними сиденьями, где-то такой я видел, но не помню где ((
M.F.
stelsb писал(а):

Распорка не так уж много весит, чтобы отказываться от ее установки, тогда уж лучше ездить с запасом топлива литров 10 :grin: .
Вроде бы существую распорки на 10ку в виде прямоугольника, который вставляется между задними сиденьями, где-то такой я видел, но не помню где ((



Вероятнее всего ты видел эту штуку:
http://tm.tlt.ru/bin/vega.pl/product.html/ID=69/Section=1



Эту штуку от техмастера мы уже обсуждали неоднократно (смотри поиск !!!), она очень хороша именно для 2112 и 2111 (она есть и для 2110, но толка от неё достаточно немного), а я речь виду о 2110 и о вот этой распорки:

stelsb
M.F., да ее))) спасибо за ссылку.
shi21103
M.F. писал(а):

Эту штуку от техмастера мы уже обсуждали неоднократно (смотри поиск !!!), она очень хороша именно для 2112 и 2111 (она есть и для 2110, но толка от неё достаточно немного), а я речь виду о 2110 и о вот этой распорки:



Привет M.F.!
Читаю и дивлюсь, терпение твое действительно безгранично :cool:
cugra
Я ни хрена не понимаю нафиг ставить сзади стабилизатор, все которые продаются крепятся только к самой балке подвеске, а к кузову не крепятся так какой тогда от него толк??? Балку ужесточить так она и так вроде не хлипкая....
MME
В целом, многоуважаемый M.F., по существу вопроса могу сказать следующее:
а) - я никогда не ездил на десятках (из этого семейства тока на двенашке)
б) - не знаю что такое кузов десятки, но если его задняя часть в силу геомтрии действительно жестче чем у двенашки - то наверное действительно не стоит.
в) - это я все говорю в силу своего разумения, а оно таково - стандартная задняя распорка весит килограмм 10-15 (вроде бы, могу ошибаться, так как не имел с ней дела), так вот - этот лишний вес располагается достаточно высоко, поэтому устанавливая такую хрень, кроме усиления кузова мы получаем еще и перемещение центра тяжести задней части вверх (довольно значительно!) - что далеко не положительно влияет на управляемость. т.е. эффект от увеличения жесткости кузова может легко компенсироваться эффектом от перемещения центра тяжести. в результате получим ноль.
На двенашках установка этой хрени однозначно имеет смысл, а вот на десятках...? Еще раз повторюсь, но если они действительно жестче чем двенашки - то не имеет однозначно, ибо ты получишь банальное перемещение центра тяжести вверх, и останешся оччень недоволен. (опять же - это разумение человека не ездившего на десятках).
В принципе - я вообще против таких вот распорок. У мя даже на двенашке вместо такой тяжелой конструкции была вварена обычная труба диаметром 15 мм. Я был очень доволен - и жесткость выше - и тяжести сверху ни фига. Но этот вариант подходит только для тех кто никада не собирается продавать свою машину. Я не собирался, поэтому и делал с ней что хотел... В целом - все что могу сказать - если у вас двенаха - ставьте хотя бы стандартную, если десятка, то чессно гря не знаю... советую вварить легкую трубу (для отморозков), а для нормальных людей советовать ничего не буду, потому как не ездил на десятке...
А вообще - прошу всех извинить мя, если че не то написал, я очередной раз очччень пьян - чессногря дадже не вижу чего пишу, но вроде вс е правильно! Всем привет! :cool:
MME
Короче - вроде ничего нового не сказал Very Happy
DVDrom4ik
вот данные по жёсткости из ОДК АвтоВаз
__Авто_________Тип кузова_______Нм/град.
ВАЗ-2110_________седан__________8000
ВАЗ-2111_______универсал________7400
ВАЗ-2112____5-дверный хэтчбек____8100

взято тут
рекомендую к прочтению
M.F.
DVDrom4ik писал(а):

вот данные по жёсткости из ОДК АвтоВаз
__Авто_________Тип кузова_______Нм/град.
ВАЗ-2110_________седан__________8000
ВАЗ-2111_______универсал________7400
ВАЗ-2112____5-дверный хэтчбек____8100

взято тут
рекомендую к прочтению



Авто с кузовом 2110 уже давно не выпускают - это были авто с карбюраторным двигателем и их сняли с производства, сейчас их кузов немного доработали, и вроде как, все седаны идут с кузовом 21102! И ещё по поводу усилителеё кузова, обратите внимание на авто 21106, это, по сути, кузов 21102, но грамотно доработанный, главным образом растяжками и усилителями!

так, что вот данные по жёсткости из ОДК АвтоВаз

__Авто_________Тип кузова_______Нм/град.
ВАЗ-21102________седан__________8400
ВАЗ-21106________седан_________12200
ВАЗ-2111_______универсал________7400
ВАЗ-2112____5-дверный хэтчбек____8100

P.S.: Взято там же. Мы кстати эти цифры уже пытались обсуждать здесь , но как-то не пошло.

P.P.S.: Для проверки жесткости на кручение, можете поднять на домкрате одно из колёс и проверить как двери открываются закрываются, обычно после этого небольшого теста, почти все, владельцы 2112Х бегут покупать усилитель кузова от техмастера и правильно делают! Тот же тест на 2110Х такого эффекта не даёт из чего можно зделать вывод, что её кузов более жесткий, что и подтверждают цифры ..., но если ваш кузов проходит это испытание, то усилитель кузова почти никакого влияния (в штатных режимах!!!) на управление не окажет. И ещё после установки усилителя в 2112, 2111, владельцы говорят, шума в салоне меньше становится!

P.P.P.S.: И последнее: для того чтобы авто хорошо управлялся его "жесткость на кручение" должна быть не ниже 10000 (лучше больше), так что делайте выводы.

http://www.autoreview.ru/new_site/year2001/n07/kuzova/kuzova.htm писал(а):


... У всех машин, разработанных ближе к середине 90-х годов, жесткость выше 10000 Нм/град. Весьма жесткие кузова у малышки Renault Twingo, у седанов Opel Omega и Daewoo Nubira ? до 14000 Нм/град. А жесткость кузова гибридомобиля Toyota Prius (ВАЗ закупил эту машину, поскольку сам экспериментирует с гибридными силовыми агрегатами) оказалась на высшем современном уровне ? 22700 Нм/град.! Любопытно, что наш опыт вождения этой машины подтверждает вазовские измерения ? Prius с отменной четкостью слушается руля, что характерно для автомобилей последних поколений с ?20-тысячной? жесткостью кузова...

69
У кого-нибудь стоит задняя растяжка на 2111? По идеи, при добавлении газа недостаточная поворачиваемость должна увеличиться, а при сбросе наоборот, должна резче возвращаться на прежнюю траекторию. Что происходит хотя бы с 12?

Последний раз редактировалось: 69 (21 Января 2006 13:12), всего редактировалось 1 раз
v00d00
M.F. писал(а):

DVDrom4ik писал(а):

вот данные по жёсткости из ОДК АвтоВаз
__Авто_________Тип кузова_______Нм/град.
ВАЗ-2110_________седан__________8000
ВАЗ-2111_______универсал________7400
ВАЗ-2112____5-дверный хэтчбек____8100

взято тут
рекомендую к прочтению



Авто с кузовом 2110 уже давно не выпускают - это были авто с карбюраторным двигателем и их сняли с производства, сейчас их кузов немного доработали, и вроде как, все седаны идут с кузовом 21102! И ещё по поводу усилителеё кузова, обратите внимание на авто 21106, это, по сути, кузов 21102, но грамотно доработанный, главным образом растяжками и усилителями!


согласен, новая 104М показалась достаточно жеской, т.е. не было такой валкости как на стоковой 12 и 10(карб). по рулежке примерно как 12ха с распоркой, и стойки как будто жеще, машина полный сток
MME
Стоит порадоваться за отечественный автопром
M.F.
69 писал(а):

У кого-нибудь стоит задняя растяжка на 2111? По идеи, при добавлении газа недостаточная поворачиваемость должна увеличиться, а при сбросе наоборот, должна резче возвращаться на прежнюю траекторию. Что происходит хотя бы с 12?



Про недостаточную и избыточную поворачиваемость цитата отсюда http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=75940&start=0 :

M.F. писал(а):

В другой теме http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=75304&postdays=0&postorder=asc&start=60 мне писал Станислав и Тучка (за что ему спасибо), возможно эта информация тебе как-то поможет (мне она показалась интересной):

Станислав и Тучка писал(а):

M.F. писал(а):


Меня на самом деле интересует мысль "очень важный момент в устойчивости жопы (избежании избыточной поворачиваемости) - жесткость задних пружин и Амо." можно в этом месте гораздо подробнее, особенно о "балансе жесткости передних и задних стоек". Именно интересно, что мысть не "чем жестче тем лучше", а то что важен баланс осей, если можно просвятите.



Теоретически недостаточную поворачиваемость вызывают: жесткие передние пружины, увеличение жесткости переднего стаб.поперечной устойчивости, высокий цент тяжести переда, неразумно смещенный на передние колеса баланс тормозов. Избыточную вызывают: жесткие задние пружины, задранный зад, смещенный на зад баланс тормозов, слишком большая жесткость задка в плане поперечной устойчивости.
Что касается конкретно ВАЗа, прежде чем ?химичить? с настройками, надо знать цифры расчетов конструкторов. Не секрет, что в любую гражданскую тачку производитель изначально закладывает недостаточную поворачиваемость, что бы любой чайник мог ездить как угодно и не бояться за снос кормы. Вопрос в том, ?какое её количество? было заложено в десятку и за счет чего. По поводу ?чем жестче, тем лучше?? слишком жесткие АМО такая же крайность, как еще более мягкие, чем ?родные? СААЗ, поскольку сделают из машины табурет. Есть некоторые правила в подвеске: передние пружины имеют большую жесткость, чем задние, передние Амо так же должны быть чуть жестче, чем задние, иначе машина будет кивать при торможении. Что бы машина не кренилась в повороте полезна дополнительная жесткость АМО, но, если переборщить, управляемость будет потеряна как на передней, так и на задней оси. Стабилизатор поперечной устойчивости компенсирует увеличения жесткости АМО (работает только для поворотов), но слишком жесткий стабилизатор мешает крену машины, тем самым разгружает колеса на стороне, противоположной стороны поворота. В итоге, если стабилизатор спереди слишком жесткий получается недостаточная поворачиваемость, если слишком жесткий сзади ? срывает корму (избыточная). Причем в данном случае они не будут компенсировать друг друга.



и вот эта:

Станислав и Тучка писал(а):

M.F. писал(а):

А вот за этот ответ отдельное спасибо Станислав и Тучка, и ещё а по этому поводу где-нибуть есть информация более подробная с циферками и теоретическими объяснениями. И ещё вопрос,а почему установка усилителя кузова (в районе задних стоек) без переднего стабилизатора поперечной устойчивости увеличенного сечения не рекомендуется, так же как установка его (усилителя кузова) совместно с усиленным задним стабилизатором поперечпой устойчивости?



С конкретными цифрами все сложнее. Сам искал в поиске конструктивные расчеты подвески десятки. Ничего не нашел. Если беспокоят точные суммы идеальной подвески, можно выбрать по каталогу более-менее современных авторитетных иномарок тачку со сходной массой и аналогичной системой подвесок на обоих осях (Ауди, Фолькс, Тойота, Хонда, Мицубиси и.т.д.), в её мурзилке посмотреть жесткости пружин, Амо, штанг стабилизаторов поперечной устойчивости на обоих осях (эта инфа наверняка должна быть), проанализировать их с учетом массы машины, вывести некоторые закономерности, а потом сопоставить с жесткостями аналогичных элементов десятки. Потом все это анализировать и осмысливать долгими вечерами и в конце концов получить более-менее идеальные значения жесткости элементов подвески для своей красавицы. Естественно, идеальной она будет с точки зрения буржуйских конструкторов, с творчества которых и будет разумно и осмысленно содрана жесткость подвески для ВАЗа.
Маленькая поправка к своему раннему изречению ??Стабилизатор поперечной устойчивости компенсирует увеличения жесткости АМО??. Стабилизатор не компенсирует жесткость АМО ? не правильно выразил свою мысль, он ?придуман? для того, что бы не увеличивать жесткость АМО до бесконечности. Жесткость АМО подбирается для гашения колебаний в продольном направлении (колебания при ускорении - торможении). Но жесткости идеально подобранного для гашения продольных колебаний АМО не хватит, что бы гасить поперечные колебания (крены в поворотах, например). Поэтому ставится стаб. поперечной устойчивости, который подбирается таким образом, что бы его жесткость в сумме с жесткостью АМО погасила поперечные колебания (в поворотах).
Про усилители кузова. Усилитель кузова в любом его месте никогда не повредит (если, конечно не быть безнадежным пессимистом и не ждать боковой удар, как в случае усилителя стаканов передних стоек). Что касается установленных совместно с ними элементов, все зависит от того, что вы хотите получить. Более ?сильный? передний стабилизатор увеличит недостаточную поворачиваемось, задний ? увеличит избыточную. Но только не думайте, что ?более сильный? задний стабилизатор компенсирует конструктивную недостаточную поворачиваемость машины. Как пример: Представьте, что на нашу десятку мы поставим ебанически жесткие передние пружины. Получим больший радиус поворота, недостаточную поворачиваемость, повышенный износ резины спереди. И попробуем компенсировать эту очень серьезную недостаточную поворачиваемость, например, столько же безумным задиранием жопы (на пол метра, например). Что получится? вроде бы сильная недостаточная ?-? + сильно избыточная ?+? дает в сумме ?0?, но на деле из машины получится монстр, который вообще не в пишется ни в один поворот, который легко проходила еще не ?апгрейденная? тачка. Нельзя изыточную компенсировать недостаточной и наоборот, надо устранять именно ту причину, из-за которой из нейтральной поворачиваемости, получается ?-? или ?+?. В подвеске все гораздо сложнее, чем просто от балды (по совету друзей) где-то добавил, где-то убавил. Почему и писал ранее, что прежде чем что-то менять в подвеске, добиваясь улучшений, нужно знать, каким образом (за счет чего) на заводе в десятку была заложена недостаточная управляемость.




Любая, хоть какая-то активность, даже огония, у нас у всех давно (хронически) вызывает радость граничищую с истерикой. Хотелось чтоб почаще у нас истерика была, граничищая с радостью.

MME писал(а):

Стоит порадоваться за отечественный автопром

69
Спасибо, конечно, но я уже успел прочесть ту тему Smile Вопрос был немного в другом Smile Как поведет себя машина в реале только с распоркой сзади (без дополнительных стабов и передней растяжки)?

1. К примеру, в приведенной вами цитате есть: "... если стабилизатор спереди слишком жесткий получается недостаточная поворачиваемость, если слишком жесткий сзади ? срывает корму (избыточная)..." Но! При каких условиях? Обычно, когда речь заходит о поворачиваемости, подразумевается "при добавлении газа". Но исходя из своего опыта, при добавлении газа, в приведенных цитате примерах, результат будет прямо противоположный Smile Т.е. если перед жесткий - избыточная, зад - недостаточная Smile Единственное "но", на своей еще в заносах-сносах не ездил - не знаю как она себя ведет в "заводской конфигурации".
2. Речь выше шла о стабах и т.д. Мне же интересно как машина ведет себя только с распоркой и штатной подвеской. Мое предположение: при добавлении только задней распорки на 11-ую будет увеличена недостаточная поворачиваемость под газом, и увеличена избыточная при сбросе. И подтверждение тому результат ЗР (см. P.S.), если они, конечно, имели ввиду "под газом" :)

P.S. В" За рулем" была статья, как раз про 11-у, с задней распоркой. Там жаловались на возросшую недостаточную поворачиваемость.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 2
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы