Страница 1 из 5
MikeS
Други мои, здравствуйте!

Хочу поделиться опытом установки и использования универсального регулятора напряжения на базе микросхемы L9407F.





http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00003201.pdf

Данную микросхему мне порекомендовали в достаточно серьезной краснодарской фирме, занимающейся ремонтом импортных генераторов и стартеров.

Предупреждаю сразу:
1) Я никого не принуждаю повторять подобное! Данная тема создана исключильно в научно-популярных целях. Smile
2) Предполагается, что рискнувшие повторить данный эксперимент будут обладать необходимым минимумом знаний электротехники и навыками аккуратной пайки. Поэтому я не буду в деталях указывать цветовую маркировку проводов и останавливаться на особенностях монтажа.

Тем не менее решение претендует на универсальность и может быть применено на подавляющем большинстве автомобилей, т.к. уже нет необходимости привязываться к габаритам штатного щеткодержателя.

Итак...
Дабы наконец-таки осуществить мечту многих и сделать термокомпенсацию коррекной, а замер напряжения производить непосредственно на АКБ, я вынес данный РН поближе к АКБ - на ее подставку (в штатное углубление).



Для соединения микросхемы с генератором я использовал 4-х проводный провод типа ПВС.

Обращаю сразу внимание: штатные РН используют схему, в которой одна из щеток имеет общий провод с массой. Микросхема L9407F использует схему, в которой одна из щеток объединена с плюсовым проводом. Поэтому сразу на щеткодержателе убираем штатный РН и пластину, с помощью которой одна из щеток соединяется с массой.
В принципе, для выноса L9407F можно использовать и 3-х проводный провод с общим "+", но я решил два провода от щеток вынести независимо.
Таким образом, выносятся следующие провода:
1) PH - фаза;
2) D+ - зажигание;
3) DF - обмотка возбуждения;
4) DF (A+) - обмотка возбуждения.

С помощью дополнительного 2-х проводного провода я подвел питание напрямую с АКБ.

Маленький нюанс: если используется подкова с допдиодами, то желательно отделить общую точку допдиодов от вывода D+, ибо в противном случае я не ручаюсь за исправность сигнального транзистора в микросхеме - в определенных режимах он может сгореть.

Перед монтажом убедитесь, что схема приборки корректно будет обеспечивать индикацию лампы "АКБ". Каким образом это сделать уже неоднократно описывалось, можно к примеру изучить ссылку в конце данного поста.

После пайки перед монтажом:


Щеточная часть:


На подставке АКБ:






Стрелками отметил дополнительные отверстия, сквозь которые стяжкой закрепил провода, разгрузив выводы микросхемы от натяжения.

Генератор в процессе сборки:


А теперь результаты: как и ожидалось, теперь РН измеряет температуру подставки АКБ, а не температуру внутри генератора. Smile
Можно сказать, что получился ТОРН в 1 деталь. Smile

У меня сейчас относительно короткие поездки из дома на работу - около 15 минут. При температуре около 0С, когда я подъезжаю к работе или дому, то двигатель только-только прогревается до 88-90С. Напряжение на АКБ стабильно замирает на отметке 14,45 В.

Ранее я устанавливал РН НО типа 611.3702-05.
http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=238473




Но к нему у меня было две претензии:
1) некорректная термокомпенсация (а что требовать от РН, установленного в раскаленном генераторе?);
2) периодические очень короткие провалы напряжения на 0,4-0,6 В, сопровождавшиеся сбросом нагрузки с двигателя и подергивающимися оборотами ХХ.

Если с п.п. №1 все понятно, то с п.п.№2 я до сих пор не понял причину: особенность работы MC33099, недостаточность штаного помехоподавительного конденсатора или просто брак конкретного РН?...

С микросхемой L9407F ситуация следующая: с включенными ПТФ, БС и печкой на 2-й скорости напряжение на АКБ стабильно держится около 14,45В независимо от степени нагрева генератора и его оборотов.
Если включить ПТФ, БС, печку и обогрев заднего стекла, то на ХХ после 10-15 минут работы напряжение начинает плавать в диапазоне 13,8-14,0 В. Если поддать газу, то напряжение сразу же поднимается до 14,45В и замирает. Думаю, что конкретно мой экземпляр генератора упирается здесь в свой "потолок". Физика жестока и несправедлива... При нагревании с 20 до 80С сопротивление меди увеличивается на 26%. Сопротивление холодной обмотки возбуждения составляет 2,8 Ом, что при напряжении 14,45 В даст максимальньно возможный ток в 14,45 В / 2,8 Ом = 5,2 А.
Если в процессе нагрева сопротивление увеличится на 26%, то ток возбуждения уменьшится как минимум на столько же, т.е. станет не более 4,1 А. Думаю, что это одна из причин "потолка" при ХХ.

Ну и напоследок скажу, что эксперимент с выносом РН из генератора на подставку АКБ планировал давно. И собственно изначально планировал его с РН 611.3702-05, но ждал меня небольшой облом: горе конструкторы 611.3702-05 "массу" завели в РН через изолированный вывод и объединили ее с одной щеткой, а на корпус РН (который изолирован от массы пластмассой щеткодержателя) вывели плюс после транзистора. Таким образом металлический корпус 611.3702-05 нельзя сразу просто прикрутить к подставке АКБ, объединенной с массой. Можно было бы поизвращаться с изолирующими прокладками, но, если честно, было лень - в запасе лежала купленная недавно L9407F с теплоотводом, объединенным с "массой".

P.S. Добавил интересную ссылку про кальциевые АКБ.
http://vershv.narod.ru/Calcium_batteries/

Последний раз редактировалось: MikeS (09 Июля 2015 18:15), всего редактировалось 6 раз(а)
1vova
Идея неплохая , только вот в свободной продаже L9407f нет , можно конечно с китая заказать , нашёл 10 шт 30 зелёных , но куда мне их столько facepalm Вот еслиб я ремонтом генераторов занимался профессионально ,а то от случая к случаю nea Желательно микру эту на алюминевую пластину или радиатор посадить , что бы она потоком воздуха охлаждалась и ткн у неё чтоб правильный был , а под аккумом она сама под нагрузкой греться начнет и напряжение будет падать cry Да вот хочу спросить как температура корпуса микросхемы на холостых с разными нагрузками
x-soft
А на отключения массы от АКБ адекватно реагирует ?
а то ставил на иж оду.. универсальный от энергомаша,при откл массы.. был скачёк напруги резкий .. сгорели ближний,дальний свет и реле дворников о_О
Serg_x
1vova писал(а):

Идея неплохая , только вот в свободной продаже L9407f нет


Как это нет
http://www.chipfind.ru/search/?part=L9407F

Насчет будет греться - согласен, надо внешний датчик.
ortodox
MikeS
Респект за интересную инфу , не знал о такой микросхеме. Good
Щас глянул даташит - мощность рассеивания 8 Вт при полной нагрузке-
значит в среднем будет 4 Вт , это немного. Если посадить её на пасту КПТ - теплоотвод будет достаточен. Но надо как-то защитить от коррозии и влаги , туда при мойке будет стекать грязная вода с АКБ.
Ну и интересно , как там поведет себя регулятор при длительной поездке в жаркую погоду.
MikeS
ortodox писал(а):

Щас глянул даташит - мощность рассеивания 8 Вт при полной нагрузке.



После 30-ти минут работы и 10-минут стояния на ХХ в гараже аккуратно откинул крепежную скобу крепления АКБ, не выключая двигатель, приподнял АКБ на несколько сантиметров, просунул под нее руку и пощупал сверху фланец теплоотвода микросхемы. Пока приподнимал АКБ включился вентилятор радиатора - обдал бок АКБ и край подставки горячим воздухом. После нескольких вкючений вентилятора край подставки стал едва теплый (субъективно - около +10 - +15С). Фланец микросхемы тоже был едва-едва теплый... Smile Разница между температурой фланца и подставки - исчезающе слабо уловимая... Smile
Никаких 4-8 Вт рассеиваемой мощности там и близко нет - тепловыделение аналогично РН НО с полевым транзистором (т.е. около 1-2 Вт).
Мощность нагрузки при эксперименте была равна: впрыск + габариты + БС + ПТФ + отопитель на 2-й скорости + тихо работающая гамнитола + около 70 Вт возбуждения генератора.

Результат эксперимента был изначально предсказуем. Микросхема с момента старта до замера прогрелась незначительно, т.к. напряжение при старте было 14,45В, а при эксперименте - 14,35В. Т.е. термокомпенсация была очень малой. И это правильно: температура подставки при старте: около -2С, при замере - около +15С.

ortodox писал(а):

MikeS
Если посадить её на пасту КПТ - теплоотвод будет достаточен.


Он и сейчас более чем достаточный. С запасом в разы. Smile

ortodox писал(а):

MikeS
Но надо как-то защитить от коррозии и влаги , туда при мойке будет стекать грязная вода с АКБ.



Способ очень простой - как и в штатных РН: заливкой мягким прозрачным легко удаляемым компаундом.

ortodox писал(а):

MikeS
Ну и интересно , как там поведет себя регулятор при длительной поездке в жаркую погоду.



Летом подставка и АКБ будут горячие - сработает термокомпенсация. Как? Посмотрим... В любом случае в диапазон на диаграмме с даташита должна поместиться.
MikeS
x-soft писал(а):

А на отключения массы от АКБ адекватно реагирует ?
а то ставил на иж оду.. универсальный от энергомаша,при откл массы.. был скачёк напруги резкий .. сгорели ближний,дальний свет и реле дворников о_О



Еще раз про энергомашевский 611.3702-05.

Вот его фото снизу:


Невооруженным взглядом видно, что в нем одна из щеток объединена с "массой". При этом "массу" завод-изготовитель на кой-то хрен изолированно ввел в корпус, а "плюс" после транзистора объединил с корпусом РН. От замыкания корпуса РН на металлический корпус генератора спасает пластмассовый корпус щеткодержателя. Именно этот факт и остановил меня, когда я хотел выносить 611.3702-05 на подставку.

Может быть другие РН НО сделаны с "массой" на корпус? ХЕЗ...

У микросхемы L9407F фланец теплоотвода объединен с "массой" - это очень удобно при установке, в отличие от 611.3702-05. Но на щеткодержателе нужно сразу убирать перемычку на "массу", т.к. теперь схема включения щеток будет общая с плюсом.

Теперь про отключение "массы". Масса у L9407F имеется как на выводе, так и на фланце. Чтобы ее "случайно откинуть", нужно одновременно откинуть "GND" и фланец (или всю подставку АКБ). Smile
А теперь смотрим схему: откинули "массу" ("GND") - разомкнули цепь питания возбуждения (перемычки на "массу" у щеткодержателя уже нет).
ortodox
MikeS писал(а):

Теперь про отключение "массы". Масса у L9407F имеется как на выводе, так и на фланце. Чтобы ее "случайно откинуть", нужно одновременно откинуть "GND" и фланец (или всю подставку АКБ). Smile
А теперь смотрим схему: откинули "массу" ("GND") - разомкнули цепь питания возбуждения (перемычки на "массу" у щеткодержателя уже нет).


Как я понял ,x-soft хочет снимать минусовую клемму с АКБ при работающем двигателе , и его интересует ,что при этом произойдет.
x-soft писал(а):

А на отключения массы от АКБ адекватно реагирует ?


supercool
Попробую поискать эту микруху в своей деревне , думаю вряд ли найду...

Кстати , не совсем понял назначение вывода DFM - подключение к борт. компу?
MikeS
ortodox писал(а):

Как я понял ,x-soft хочет снимать минусовую клемму с АКБ при работающем двигателе



А зачем? hehe Мне как-то в голову не пришло такое пробовать... Smile Всегда по-старинке считал, что при работающем двигателе нельзя отсоединять АКБ.

ortodox писал(а):

Попробую поискать эту микруху в своей деревне , думаю вряд ли найду...



Я думаю, что не все так запущено... Имеет смысл обратиться в любую серьезную фирму, занимающуюся ремонтом импортных стартеров и генераторов. Мне в подобной фирме показывали реле, выполненное на базе данной микросхемы.

ortodox писал(а):

Кстати , не совсем понял назначение вывода DFM - подключение к борт. компу?



Со слов продавца я понял, что это сигнал на ЭБУ о перегрузке... Что-то из даташита не совсем понятно... Может читал невнимательно...
!Lnur
DFM походу это сигнал разрешения работы РН.
ortodox
MikeS писал(а):

ortodox писал(а):
Как я понял ,x-soft хочет снимать минусовую клемму с АКБ при работающем двигателе


А зачем? hehe Мне как-то в голову не пришло такое пробовать... Smile Всегда по-старинке считал, что при работающем двигателе нельзя отсоединять АКБ.


Иногда бывает нужно. Например разряжен АКБ. Прикурить - проводов нет.
Берешь у друга АКБ , ставишь на свое авто , заводишь , снимашь не глуша и ставишь свой. Такой фокус не опасно проделывать , если включена нагрузка (фары или печка ) , проверял лично и на своей машине и на других.
А ещё некоторые снимают клемму , чтобы проверить , работает ли генератор.
supercool
!Lnur писал(а):

DFM походу это сигнал разрешения работы РН.


nea
Там идет разрешение через лампу , по Д+.
MikeS
!Lnur писал(а):

DFM походу это сигнал разрешения работы РН.



А чего гадать на кофейной гуще?

Смотрим даташит:


DFM - выходной сигнал.

Что там над RC-цепью написано? - "Валим"? Типа пора валить - щас рванет... hehe
alexey 61 rus
alev-tlt
alexey 61 rus

Мысли типичные ТАЗовдские: надо бы вкорячить, только вот где можно купить что-то из этого ассортимента в небольшом количестве за адекватные деньги

Есть еще книга в инете "Микросхемы для современной импортной автоэлектроники" правда 1998 года там тоже много есть интересного и по регуляторам, только вот купить эти камушки практически негде.
MikeS
alexey 61 rus писал(а):

...какие мысли по каждому?



Думаю, что для начала нужно упорядочить информацию.

Итак...

STMicroelectronics
http://ru.wikipedia.org/wiki/STMicroelectronics

http://www.st.com

Оф. сайт лучше открывать в Интырнет Испортиле, т.к., например, Опера открывает его не совсем корректно.

Теперь поиск информации:
http://www.st.com - в закладке "Search"
Очень удобно делать поиск по слову "ALTERNATOR" - выдает все аналоги.

Или по следующей ссылке попасть на семейство автомобильных регуляторов:
http://www.st.com/internet/automotive/subclass/579.jsp

Теперь информация:
L9407F
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00003201.pdf

Надпись "Obsolete Product" ("Устаревший продукт") наводит на мысль, что данная микросхема уже снята с производства... cry

Что ж, поищем аналоги.

L9911
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00046504.pdf

L9484 (с выносным датчиком)
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00003265.pdf

L9466
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00055101.pdf

L9473 (с выносным датчиком)
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00055100.pdf

L9409
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/DM00046326.pdf

L9468
http://www.st.com/internet/com/TECHNICAL_RESOURCES/TECHNICAL_LITERATURE/DATASHEET/CD00052467.pdf

Последний раз редактировалось: MikeS (30 Марта 2012 17:35), всего редактировалось 2 раз(а)
MikeS
alexey 61 rus писал(а):

...http://pdf.eicom.ru/datasheets/freescale_semi/mc33099/mc33099.pdf не совсем удобное в навесном монтаже...



Ну, дык, именно эта микросхема и использована в РН 611.3702-05



Зачем велосипед изобретать-то? Smile

Если ее покупать отдельно, то дополнительно нужны еще диод и транзистор.

Думаю имеет смысл рассмотреть вариант изолированной установки РН 611.3702-05 или разборки данного РН с изоляцией соответствующих выводов. Плата там свободно отделяется от металлического основания с фланцами.

Последний раз редактировалось: MikeS (11 Марта 2012 08:37), всего редактировалось 2 раз(а)
1vova
Serg_x писал(а):


1vova писал(а):
Идея неплохая , только вот в свободной продаже L9407f нет

Как это нет
http://www.chipfind.ru/search/?part=L9407F

Насчет будет греться - согласен, надо внешний датчик.



У этих контор оптовая продажа , там только в одной минимум 30 шт ,а в остальных ещё больше , попробуйте у этих контор купить в розницу цена вам явно не понравится supercool
MikeS
1vova писал(а):


У этих контор оптовая продажа , там только в одной минимум 30 шт ,а в остальных ещё больше , попробуйте у этих контор купить в розницу цена вам явно не понравится supercool



Сайт пишет следующее:
Цитата:

Наш магазин работает на заказы от 1-ой штуки, но сумма заказа должна быть минимум 500 рублей. В нашем магазине вы просто указываете наименование и тут же получаете точное количество, точную цену для нужного вам количества, дату поставки в Москву.



Попробовал делать поиск L9911 - вроде бы можно купить по 1 шт. Но блин разброс цен... hehe
MikeS
Гы-гы... Smile

Вариации на тему выноса РН:
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=29894

Гы-гы... смотрим сразу 20-ю страницу:
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=29894&postdays=0&postorder=asc&start=190

Очень ржал от фразы
Цитата:

Начался гемор как это все и куда воткнуть, да есче посчитав мощность, пришел к выводу что 60 Вт нужно чем-то гасить, пришел к выводу что нужен радиатор, и как крепление заодно.



А пальцем пощупать на работающем генераторе не судьба была? hehe Там максимальное тепловыделение непосредственно в РН - около 2-3 Вт.

Судя по тому, что удалось безнаказанно закрепить корпус РН 7931.3702И4 на кузове, то потенциал данного корпуса - "масса". Если это так, то данный РН тоже можно разместить на подставке АКБ, подобно тому, как это было сделано в начале темы.


Вот, кстати, еще одни "потрошки" - на этот раз РН 93.3702:

http://www.chevy-niva.ru/album_pic.php?pic_id=27972
http://www.chevy-niva.ru/album_pic.php?pic_id=27973
http://www.chevy-niva.ru/album_pic.php?pic_id=27974

РН 93.3702 выполнен на базе все той же самой мотороловской MC33099.
ortodox
MikeS писал(а):

Гы-гы... смотрим сразу 20-ю страницу:
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=29894&postdays=0&postorder=asc&start=190


Там чувак таки вкорячил регулятор 7931.3702И4 на радиатор в 60 Вт. facepalm 63
На вопрос - зачем , если там 1-2 Вт рассеивается - он сказал - хуже не будет. supercool

MikeS писал(а):

Кто в руках данный РН держал? Что у него за основание? Металлическое или пластмассовое?


Роман точно держал , но он теперь здесь редкий гость.
Роман Торопов ©
MikeS
А с чем связано такой извращенческий способ ?

Почему извращенческий ?
1. Ключ должен стоять рядом с щётками ! а не за три версты - потери на проводах, там-же ШИМ ...
2. Провода из генератора - пажароопасны и в случая чего, даж страховка не поможет ...
3. Тепло выделяет ключ, а не ИМС

Единственное что могу сказать - вся сила далжна быть внутри гены, вне гены только слаботочное управление ...
т.е. ключ ставь в РН, а ИМС типа моторолки, можешь вынести.
Хотя по мне - это один фиг изврат ...
!Lnur
Лучше уж тогда выносной датчик температуры тянуть к АКБ.
NAUexx
Представляю, как щас будут пинать... facepalm
Вот убей - не пойму смысла всех этих извратов с РН... Они что, позволят продлить срок службы АКБ хотя бы раза в 1,5? Шибко сумлеваюсь... supercool
Имхо, даже если стоит самый суперский девайс - один пень года через 4-5 аккум новый покупать. У меня на обоих тележках стоят штатные РН и проблем нет, аккумы ходят положенные сроки. Мало того, на 4-ке один из аккумов (Mutlu 60) проходил 8,5 лет! и умер сразу, без "мучений" (сам бы не поверил, еслиб кто другой написАл). Причём, когда ему было 4 года, он был расколот и вновь склеен от нечего делать... Smile
MikeS
Роман Торопов © писал(а):

MikeS
А с чем связано такой извращенческий способ ?

Почему извращенческий ?
1. Ключ должен стоять рядом с щётками ! а не за три версты - потери на проводах, там-же ШИМ ...
2. Провода из генератора - пажароопасны и в случая чего, даж страховка не поможет ...
3. Тепло выделяет ключ, а не ИМС

Единственное что могу сказать - вся сила далжна быть внутри гены, вне гены только слаботочное управление ...
т.е. ключ ставь в РН, а ИМС типа моторолки, можешь вынести.
Хотя по мне - это один фиг изврат ...



Индуктивность и активное сопротивление 1 метра провода сеч. 2.5 мм2 (хотя это избыточно - хватит и 1,5 мм2) и обмотки возбуждения генератора отличаются на несколько порядков, если что... РН этот кусок провода просто не заметит.

Питать РН необходимо напрямую от АКБ через навесной предохранитель. Щетки в моей схеме отвязаны от плюса генератора.
alev-tlt
MikeS писал(а):

Индуктивность и активное сопротивление 1 метра провода сеч. 2.5 мм2 (хотя это избыточно - хватит и 1,5 мм2) и обмотки возбуждения генератора отличаются на несколько порядков, если что... РН этот кусок провода просто не заметит.




Прежде чем такое утверждать неплохо бы глянуть осцилограмки. "Проводочки" входят очень неказисто в контур обратной связи. Сколько частота ШИМа у сего девайса?
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 5
Перейти:
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы