Взято с
"За Рулём"
Учимся беречь машину на дороге.
Дороги наши славятся колдобинами, на которых техника часто превращается в утиль, а водители ? в инвалидов. И если отказаться от автомобиля для вас невыносимо, то придется освоить приемы ?автомобильного слалома?: с ними моральные и материальные потери можно свести к минимуму.
Первым делом усвоим золотое правило: по разбитой дороге ? ехать медленно, при минимальной тяге, чтобы машина мягко переваливала бугры и ямы. Если требуется, включите низшую передачу, особенно если у вас не джип с громадными колесами, а ?Ока? с ее нежными колесиками-?роликами?.
Ну а если прозевали препятствие и скорость великовата ? надо все-таки сберечь себя и машину. Покажите мастерство! Запомните: если уж резко, ?в пол?, тормозить ? то до ямы, а не в ней. Иначе инерция машины сожмет пружины передней подвески ? и ?нос? грубо клюнет в яму. Такой удар может покалечить не только подвеску, но и кузов, радиатор, поддон двигателя. Значит, очень важно правильно оценить тормозные возможности машины.
Если скорость перед ямой все-таки не погашена, выручит другой прием: быстро перенести ногу с педали тормоза на газ, чтобы инерция кузова ? теперь уже разгоняемого ? разгрузила пружины передней подвески. А так как они сжаты предыдущим торможением, то охотно ?выстрелят? нос машины кверху ? небольшую яму передок буквально перепрыгнет. Но в следующий миг нужно спасать от сильного удара задние колеса и их подвеску! Поэтому за ямой вновь резко тормозим, чтобы инерция кузова разгрузила задние пружины. (Но, конечно, не до полной остановки!)
1. Торможение не должно заканчиваться в яме!
Кстати, на тяжелой, но не слишком мощной машине (например, ?Волге?, ?Жигулях?) подобная игра тормозами даже важнее, чем двигателем.
Достается подвеске и на поворотах. Здесь инерция кузова нагружает внешние относительно центра поворота колеса. Поэтому для них удар в выбоину, камень и т. п. особенно опасен. Яма на прямой ? полбеды, яма на повороте легко может опрокинуть машину. И если уж ?падать? в нее, то безопаснее внутренними колесами. Они разгружены, удар будет слабее. Конечно, это удается не всегда ? колдобины на дорогах бывают разные? Например, на бугор часто выгоднее наехать наружными колесами. А потому неплохо освоить еще один слаломный прием.
2. Правильный ?полет? через яму передних колес.
Видя, что одно из передних колес вот-вот наскочит на препятствие, перед ним прибавьте газ и? (казалось бы, вопреки логике!) энергично поверните руль навстречу опасности. Приподняв передок, кузов ?завалится? на колеса, идущие по ровному покрытию, а противоположные пройдут через препятствие с минимальной нагрузкой. Попробуйте этот прием на какой-нибудь тихой улице, например, положив на дорогу обрезок доски миллиметров 20 толщиной, и убедитесь в его эффективности.
3. Ослабим удар задних колес!
Теперь вы можете грамотно одолеть и ?лежачего полицейского? ? здесь, как правило, требуется глубокий ?клевок? машины перед самым бугром с мгновенным переходом к резкому разгону, после чего автомобиль легко ?перелетает? препятствие.
4. Препятствие на повороте особенно опасно.
Конечно, разнообразием ?сюрпризов? наши дороги удивят кого угодно. Скажем, проезжую часть пересекает канава, трамвайные рельсы и т. п. Преодолевать их лучше всего не перпендикулярно, а, как говорят спортсмены, ?крестя? под острым углом ? это ослабит удары по кузову, хотя машина и будет переваливаться с боку на бок. Серию таких канав тоже приходится ?крестить?. Но учтите: эти маневры не всегда согласуются с Правилами движения и редко вызывают одобрение автоинспекторов! Главное же (напомним начало нашей беседы) ? увлеченно управляя машиной, не терять хладнокровия, чувства меры. Рядом ? другие водители, и тоже ? не всегда мастера!
8-)