Страница 1 из 1
мим
Старожилы форума его знают.
Цитата:

Вазовская смекалка не подводила

Свой рассказ генеральный директор, председатель правления международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков начал с анекдота. Из-за него Юрий Кузьмич в свое время вышел из рядов КПСС. Данный выпуск постоянной рубрики «Как это было» посвящен Волжскому автомобильному.
Награда или тюрьма
– Анекдот рассказал в конце 1990 года перед совещанием топ-менеджеров один из заместителей генерального директора АВТОВАЗа. Итак, американский народ в рамках борьбы со СПИДом бесплатно предложил советскому народу большую партию презервативов. Но советский народ не принял этот дар, ответив, что большая партия кондомов у нас уже есть. Шутка очень всех рассмешила, включая и Владимира Каданникова. Тогда я понял: раз смеются над партией, значит, скоро она потеряет свою руководящую роль, – поведал Юрий Кузьмич.
Заявление о выходе из компартии, написанное 2 марта 1991 года, Целиков до сих пор хранит в личном архиве. Его вызвали на партбюро, и заместитель генерального директора по техобслуживанию Александр Зибарев «настоятельно порекомендовал» передумать. Но Целиков твердо стоял на своем. Кстати, Зибарев был первым в истории ВАЗа действительным членом-корреспондентом Российской академии наук. Его имя есть в одном из томов отечественной энциклопедии. Второй член-корреспондент РАН – президент ООО «Группа АВТОВАЗ», осуществляющий полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «АВТОВАЗ», – Борис Сергеевич Алешин.
Целиков рассказал еще несколько любопытных случаев, связанных с АВТОВАЗом.
Строительство центра автозапчастей №2 (ЦЗЧ №2) началось в 1982 году. Это был единственный случай в СССР, когда крупный объект стоимостью 60 миллионов долларов построили хозспособом (на тот момент завод не располагал свободными средствами).
В стране был большой дефицит металла. В связи с этим его отпуск запретили сторонним организациям. А на сооружение только одной силовой плиты высотного склада требовалось две тысячи тонн арматурной стали. Положение было безвыходным. Юрий Кузьмич написал письмо тогдашнему генеральному директору ВАЗа Валентину Исакову. Мол, прошу дать разрешение на отпуск металлопроката строительному управлению (СУ) №16 «Автозаводстрой» для продолжения работ. Но Исаков не захотел брать на себя ответственность и вынес резолюцию: «Примите меры, чтобы не остановить строительство». Но это не было официальным разрешением. Тогда Целиков написал второе письмо: результат нулевой. Юрий Кузьмич не сдался и обратился за консультацией к начальнику ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) Управления внутренних дел Тольятти полковнику Альберту Новикову. Рассказал о придуманной им схеме передачи металла. Тот резюмировал: «Если все пойдет нормально, тебя наградят. Если где-то проколешься – посадят».
– Я выписал металл на ремонтный участок головного центра запчастей, который был в сфере моего влияния. И отдал его… «на ответственное хранение» СУ №16. Для того чтобы металл не украли, порекомендовал сварить из него арматурную сетку. Благодаря этой уловке строительство вновь ожило. Когда сетку сварили, распорядился залить ее бетоном, – делился находчивостью Юрий Кузьмич. – По технологии бетон надо было заливать непрерывно в течение четырех суток. Чтобы заинтересовать водителей, мы придумали для них соревнование. Победители получили сумки с инструментами для автомобиля «Жигули», а также возможность выслать родственникам дефицитнейшие запчасти. Заливка силовой плиты прошла безупречно.
От фонаря
Строительство научно-технического центра (НТЦ) началось в 1986 году. Курировать его Целикову поручил Владимир Каданников, на тот момент первый замгенерального, директор НТЦ. Тогда на месте будущей «шоколадки» находились поливные огороды. Проблема была в любителях-садоводах, которых Целиков «перенес» на эту территорию четыре года назад с участка возле ПТО. Юрию Кузьмичу вновь пришлось согнать дачников.
– Когда я передал председателю правления садово-огородного кооператива распоряжение генерального, ему стало дурно. Но я заверил, что завод выделит новые участки и поможет перевезти коммуникации, инвентарь. Слово свое мы сдержали: площадь предоставили.
Чтобы начать вбивать сваи, необходимо было снять чернозем (а это около 80 сантиметров растительного слоя) и перевезти его на площади СУ «Озеленение». От места строительства это три километра. Потребовалось огромное количество самосвалов и одобрение ГАИ и городских властей. Тогда было предложено руководству совхоза имени Степана Разина перевезти землю на их территорию. (Это всего 30 – 40 метров. – Прим. авт.). За услугу обещали силами НТЦ отремонтировать сельхозтехнику, выделить запчасти. Работники совхоза с радостью согласились и выделили гектар земли. Если помните, на Московском проспекте была огромная гора чернозема, которую строители НТЦ прозвали «курганом Кузьмича». Эта земля вывезена со стройплощадки центра.
Когда приступили к строительству, документация только разрабатывалась, потому что использовали метод первого руководителя ВАЗа Виктора Полякова: сооружать и проектировать параллельно.
На стройплощадке не было электричества. Я попросил электрика Михаила Камышова подключить к строительному вагончику уличный фонарь. И когда загоралось освещение, озарялась и часть площадки. Это дало возможность работать круглосуточно. Можно считать, что строительство НТЦ началось «от фонаря».
Сила печатного слова
Об автополигоне на ВАЗе задумались еще в 70-х годах. Однако на его строительство требовалось особое разрешение ЦК КПСС и Совета министров СССР. Но находчивый Целиков предложил Каданникову прикрыться грифом «секретно». (В постановлении Совета министров имелось два соответствующих пункта.) На тот момент Юрий Кузьмич занимал пост заместителя главного инженера опытно-промышленного производства (ОПП) НТЦ.
Он написал письмо в Министерство обороны, попросив военных разрешить проведение аэрофотосъемки предполагаемых участков. С разрешения Исакова подписал его как заместитель главного инженера НТЦ: так звучало солиднее. Из Генштаба ответили, что возражений не имеется, только необходимо согласовать с командованием противовоздушной обороны Приволжского военного округа. Это был первый официальный документ, где упоминался полигон. С этим письмом и постановлением с грифом «секретно» Целиков обратился в городское управление землепользования. Чиновники потребовали официальный документ с разрешением о начале строительства. Но Юрий Кузьмич объяснил, что это «секретная информация», а вот согласие Минобороны имеется в виде письма из Генштаба.
Выбрали 15 участков, после тщательного изучения остановились на двух: близ Мусорки и Сосновки. Начальник отдела испытаний автомобилей Валерий Васильевич Фролов настаивал на Мусорке, мол, там удобнее, есть крутые склоны. Но Юрий Кузьмич переубедил его: в отличие от Сосновки, Мусорка звучит неэстетично. Фролов согласился.
Но строительству полигона воспротивилось руководство совхоза имени Менжинского: завод собирался оттяпать 400 гектаров пахотных земель и пастбищ.
– Чтобы убедить сельчан, что полигон гораздо безопаснее, чем свинарник, мы устроили праздник проводов русской зимы и автовыставку, – вспомнил герой нашей постоянной рубрики. – Продемонстрировали новый на ту пору автомобиль «Ока» и вазовские перспективные модели. Пригласили корреспондента газеты «Волжская коммуна» Виктора Богданова, который написал статью «На основе добрососедства». В ней говорилось, как ВАЗ помогает совхозу. Но даже после праздника председатель поселкового совета Петр Сюляргин продолжал упорствовать. Пришлось показать ему газету и пригрозить проблемами с компартией. Сюляргин уступил. Завод разработал план совместных действий. В итоге в Сосновке появился не только полигон, но и асфальтированные дороги, маслобойня, несколько жилых домов и много других объектов. За счет завода отремонтировали водопровод, колхозникам выделили автомобили «Нива». Примечательно, что когда подписывали соглашение, сельсовет потребовал внести пункт о запрещении сельчанам работать на полигоне. Удалось убедить их не делать этого. Когда развалился СССР, вся Сосновка, включая и директора сельхозпредприятия, нашла работу на полигоне.
Как спасали фирменную сеть автосервиса
В 1989 году Целиков возглавил восточный регион АВТОВАЗтехобслуживания. В тот период у завода было пять регионов – восточный (от Камчатки до Вятки), южный (Северный Кавказ, Средняя Азия), северо-западный (Украина, Молдавия, Прибалтика), центральный и московский. В начале 90-х годов началась приватизация, а с ней и война за госсобственность. Не обошла она и ВАЗ.
– Главными идеологами акционирования фирменной сети были Александр Зибарев, Александр Ясинский, Анатолий Волошин и Владимир Козлов. Благодаря им удалось спасти большую часть собственности завода. Самая тяжелая ситуация сложилась в Тюмени. Директор тамошнего автомобильного магазина Нина Брезицкая попыталась отнять у завода автоцентр. Эта эпопея началась в 1993 году. Брезицкая была в очень хороших отношениях с губернатором и рядом правительственных чиновников. Благодаря баснословным взяткам добилась включения автоцентра в список «вшиводавильных» предприятий, чтобы приватизировать его по частям. Сначала урвала автомагазин и территорию вокруг него. Все делала для того, чтобы обанкротить автоцентр. Добилась благосклонности некоторых вазовских руководителей. При ее участии была создана хитрая схема получения автомобилей без денег. Например, в финансово-расчетный центр ВАЗа поступали средства за поставку партии автомобилей от казанского, чебоксарского или пермского автоцентров. Но их как бы «ошибочно» перечисляли на счет «своего» дилера. Добросовестным автоцентрам говорили, что деньги еще не пришли. Пока те доказывали, что заплатили, взяткодатели реализовывали халявные машины и возвращали деньги заводу. Потом извинялись, мол, ошибочка вышла. Благодаря этой афере зарабатывались немыслимые деньги.
В 1995 году вместе с Зибаревым я уговорил Каданникова выдать мне генеральную доверенность на участие в любых судебных заседаниях. Владимир Васильевич практически смирился с потерей тюменского автоцентра, но разрешение дал.
В Тюмени меня охраняли рижские омоновцы, так как положение было очень тяжелым.
Чтобы отбить атаки Брезицкой, мы прошли все инстанции – от районного до высшего арбитражного суда, но автоцентр спасли. Когда нечистые на руку вазовские чиновники узнали, что мы победили, перестали «дружить» с Брезицкой. Через некоторое время ее убили и… во всем обвинили директора тюменского автоцентра Александра Прудаева. Нашли какого-то зека, который утверждал, что Прудаев якобы нанял его в качестве киллера. Но Александр Михайлович оказался не только грамотным, но и смелым человеком. Несмотря на давление и заключение под стражу, сумел доказать, что к преступлению не имеет никакого отношения.
В итоге дело распалось, Прудаева освободили, а зека «убрали». К слову, Прудаев до сих пор руководит тюменским автоцентром. Ему удалось пережить не одно покушение. На меня также было совершено покушение: у подъезда дома неизвестный ударил ножом в спину.
Чеки БАМа
По словам Целикова, в лихие 90-е погибло много директоров автосервиса. Юрий Кузьмич на всю жизнь запомнил свою командировку в Хабаровск. Там необходимо было провести собрание акционеров и выбрать нового директора. Прежний был дружен с криминалом.
Перед командировкой Целикова вызвали в ФСК (Федеральная служба контрразведки) и предупредили, что бандиты намерены изолировать его от собрания. Юрий Кузьмич сообщил об этом кандидату на пост директора автоцентра, заместителю директора по безопасности, бывшему афганцу Александру Перепечину.
– Перепечин встретил меня у трапа самолета и отвез в военный госпиталь. Благодаря этой уловке я успел вызвать всех директоров округа: из Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Благовещенска, Владивостока, Якутска. И попросил у хабаровской ФСК помощи. Но чекисты… отказали, сославшись на то, что у них закончился лимит на бензин. Я пообещал заправить транспорт за свой счет.
За два часа до собрания в автоцентр приехал один из руководителей преступной группировки. Чекисты поведали, что у него два высших образования – юридическое и техническое. Кроме того, он мастер спорта по боксу. «Авторитет» предложил уладить все вопросы «особым» путем. Но я ответил, что решение о назначении Перепечина принято вазовским руководством. Даже если меня убьют, оно все равно останется за заводом.
Когда началось собрание, в зал вошли две группы – из ФСК и криминальные. Трудно было определить, кто из них кто: все рослые, накачанные, с одинаковыми стрижками.
Бандиты привезли письмо, подписанное заместителем прокурора Хабаровска. Коррумпированный представитель правосудия требовал восстановить в должности прежнего директора. На мое счастье, уголовники торопились и допустили промах: на документе не стояли исходящий номер и дата. Помимо этого была указана неверная формулировка, ведь мы не уволили прежнего директора, а отстранили от занимаемой должности. В общем, ВАЗ выиграл и директором назначили Перепечина.
Вместе с тем Юрий Кузьмич понимал, что живым из Хабаровска не уедет. Чтобы обмануть бандитов, попросил директора магаданского автоцентра купить билет до Магадана. Однако недалеко от аэропорта машину задержали гаишники, работающие на криминал. Целиков приготовился к худшему. Однако не подвела вазовская смекалка: предложил постовым сделку – помочь обменять чеки БАМа на автомобили и дал свою визитку. В то время такой обмен для обычных граждан был практически невозможным. Милиционеров сделка устроила, и Целиков благополучно добрался домой, а вот Перепечина убили через четыре года после назначения. От рук наемных убийц погиб и директор благовещенского автоцентра Илья Каргин и некоторые другие вазовцы. Юрий Кузьмич мечтает написать о них книгу. Чтобы помнили!
Валерия Кержаева

dezruptor
Интересно!
Жаль, Кузьмич перестал появляться на форуме...
vazer101
dezruptor писал(а):

Интересно!
Жаль, Кузьмич перестал появляться на форуме...

А мне жаль, что Кузьмич после всего этого встал на другую сторону баррикад...
Матреха
да Кузьмич мировой мужик! :cool:
carib
мим писал(а):

По словам Целикова, в лихие 90-е погибло много директоров автосервиса. Юрий Кузьмич на всю жизнь запомнил свою командировку в Хабаровск. Там необходимо было провести собрание акционеров и выбрать нового директора. Прежний был дружен с криминалом.

Перед командировкой Целикова вызвали в ФСК (Федеральная служба контрразведки) и предупредили, что бандиты намерены изолировать его от собрания. Юрий Кузьмич сообщил об этом кандидату на пост директора автоцентра, заместителю директора по безопасности, бывшему афганцу Александру Перепечину.

– Перепечин встретил меня у трапа самолета и отвез в военный госпиталь. Благодаря этой уловке я успел вызвать всех директоров округа: из Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Благовещенска, Владивостока, Якутска. И попросил у хабаровской ФСК помощи. Но чекисты… отказали, сославшись на то, что у них закончился лимит на бензин. Я пообещал заправить транспорт за свой счет.

За два часа до собрания в автоцентр приехал один из руководителей преступной группировки. Чекисты поведали, что у него два высших образования – юридическое и техническое. Кроме того, он мастер спорта по боксу. «Авторитет» предложил уладить все вопросы «особым» путем. Но я ответил, что решение о назначении Перепечина принято вазовским руководством. Даже если меня убьют, оно все равно останется за заводом.

Когда началось собрание, в зал вошли две группы – из ФСК и криминальные. Трудно было определить, кто из них кто: все рослые, накачанные, с одинаковыми стрижками.

Бандиты привезли письмо, подписанное заместителем прокурора Хабаровска. Коррумпированный представитель правосудия требовал восстановить в должности прежнего директора. На мое счастье, уголовники торопились и допустили промах: на документе не стояли исходящий номер и дата. Помимо этого была указана неверная формулировка, ведь мы не уволили прежнего директора, а отстранили от занимаемой должности. В общем, ВАЗ выиграл и директором назначили Перепечина.

Вместе с тем Юрий Кузьмич понимал, что живым из Хабаровска не уедет. Чтобы обмануть бандитов, попросил директора магаданского автоцентра купить билет до Магадана. Однако недалеко от аэропорта машину задержали гаишники, работающие на криминал. Целиков приготовился к худшему. Однако не подвела вазовская смекалка: предложил постовым сделку – помочь обменять чеки БАМа на автомобили и дал свою визитку. В то время такой обмен для обычных граждан был практически невозможным. Милиционеров сделка устроила, и Целиков благополучно добрался домой, а вот Перепечина убили через четыре года после назначения. От рук наемных убийц погиб и директор благовещенского автоцентра Илья Каргин и некоторые другие вазовцы. Юрий Кузьмич мечтает написать о них книгу. Чтобы помнили!

Валерия Кержаева


Ну и сколько нынче вазов в Хабаровске в год продаётся?
Оруженосец
А здесь ещё его дочь, кажется, была.

А Кузьмич - зело замечательный человек! ТАК переживать за дело - это многого стоит!

Удачи ему и здоровья!
мим
Оруженосец
Вообщем-то весь ресурс ладаонлайн и автолада, а также агентство Автостат, рулится его сыном Сергеем.
kyzmyk
Интересная статья.

Жаль, что таких людей мало...
komatoz
Интересно, теперь когда Кузмич на пенсии, а кто будет наши стенания до руководства ВАЗ'а доносить... :-(
мим
komatoz
Ну почему же на пенсии?
Люди с такой энергией на пенсии не сидят.
Ну во-первых он
Цитата:

генеральный директор, председатель правления международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ»

.
Во-вторых он еще и через ветеранские ВАЗовские организации "клюет" народ во все места. Laughing
komatoz
мим

А отчего он на форум перестал заходить Sad?

Вон по недостаткам 10 семйства хоть обратный отклик был и мы знали что незря пишем. В приоре ряд недостатков устранили именно благодаря стараниям форумчан.
Tolyan2006
Интересно, он до сих пор на Калине ездит или на Приору пересел?
А так наш мужик, здоровья ему.

ЗЫ
Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире крепче гвоздей!
(В. МаяковскиЙ)
MadM
Мне помница по гарантии помог. он мне посоветывал сослаться на него.

при упоминании что могу позвонить Юрию Кузьмичу все было сделано не просто быстро а СВЕРХбыстро.
komatoz
MadM писал(а):

при упоминании что могу позвонить Юрию Кузьмичу все было сделано


аналогично Smile когда с десяткой по гарантии барахтался - упоминание его имени оказало волшебное воздействие на ИПГ Smile.
carib
мим давай делись статистикой.
Люся
Он знал моего покойного дядю- Виктора Куликова (дядя тоже работал на АвтоВАЗе долгое время, директором кузовного производства - в годы СССР и перестройки ), очень хорошо о нем отзывался.
А Светлана- не дочь. Жена вроде.
мим
Люся писал(а):

Жена вроде


Жена его сына Сергея, насколько я в курсе.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 1
Перейти:
Информация по иконкам и возможностям

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы